Юлия Кузьмичева
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Животные и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальность: Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи и, как сопутствующие факторы, нарушения в развитии основных психических процессов с помощью различных игр, упражнений, направленных не только на развитие мышления или формирование словаря, но и влияющих на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.
Возрастная группа: от 5 до 7 лет (разновозрастная группа компенсирующей направленности (нарушения речи).
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста „Животные и их детеныши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Тема занятия: «Животные и их детеныши»
Форма организации занятия: подгрупповая (6-8 человек).
Место проведения: кабинет педагога-психолога.
Направление занятия: коррекционно-развивающее.
Структура занятия. Занятие состоит из трех частей: вводная, основная, заключительная. Вводная часть включает в себя создание положительного эмоционального настроя в группе, приветствия. Основная часть включает в себя нейропсихологическое упражнение, графический диктант, словесные игры, физминутку. Заключительная часть это рефлексия занятия и прощание.
Цель: развивать познавательные способности и личностную активность детей, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
1. Образовательные:
1) активизировать словарь по теме «Животные и их детеныши»;
2) формировать и развивать умение действовать по инструкции педагога и действовать в коллективе.
2. Коррекционно-развивающие:
1) активизировать и развивать мышление;
2) развивать внимание, воображение и память;
3) развивать зрительно-пространственное восприятие;
4) развивать восприятие (слуховое, зрительное);
5) развивать моторику.
3. Воспитательные:
1) воспитывать доброжелательность;
2) развивать произвольность поведения и самоконтроль.
Оборудование: оборудование для демонстрации презентации, тетради/листы в крупную клетку, чернографитные карандаши, мяч (мягкая игрушка, фишки.
Ход коррекционно-развивающего занятия
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Цель.
Настроить детей друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.
Дети выполняют приветствие стоя в кругу.
Дети передают мяч/игрушку рядом стоящему ребенку и здороваются, называя соседа по имени «Здравствуй, Миша!». Ребенок принимает мяч и здоровается со следующим ребенком.
После приветствия дети проходят за столы.
Основная часть.
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела,
произвольности и самоконтроля.
Нейропсихологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка». «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 6-8 раз. (Слайд презентации).
Дети участвуют в гимнастике и выполняют упражнение. Дети повторяют упражнение сначала одной рукой, потом другой рукой, затем обеими руками одновременно.
Работа в тетрадях. Графический диктант. (Тетради в крупную клетку)
Цель: Продолжать учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина); обводить заданное количество клеток,
paзвивaть зpитeльнo-пpocтpaнcтвeннyю opиeнтaцию, развивать координацию и контроль движений; развивать внимание; память; усидчивость; развивать мелкую моторику, воображение; словарный запас.
Педагог напоминает правила выполнения графического диктанта.
Спрашивает у детей как называются направления на листе тетради.
Педагог диктует узор № 1 до середины строки, после этого предлагает детям продолжить узор до конца строки. (Приложение № 1)
Педагог диктует узор № 2 до середины строки, при этом выделяя голосом и словом «Внимание!» смену направления. (Приложение № 2)
Индивидуальная работа. Во время выполнения графического диктанта педагог наблюдает за правильностью выполнения задания, при необходимости помогает исправить ошибку.
Дети дорисовывают узор до конца строки, проговаривая направление рисунка вслух.
Упражнение «Кто кем был? Кто кем «будет?»
Цель: Развитие речи, мышления; произвольности поведения, соблюдение детьми школьного правила «поднятой руки». Закреплять знание названий животных и их детенышей.
Педагог, используя знаки «Говорит один» и «Говорим хором», задает детям вопросы:
Кем была раньше курочка? (Цыпленком). Кем была раньше лошадь? (Жеребенком). Корова? (Теленком). Рыба? (Икринкой). Лягушка? (Головастиком). Яйцо? (Курицей, петушком). Икринка? (Рыбой). Гусеница? (Бабочкой). Птица? (яйцом).
Дети ориентируясь на знаки «Говорит один» и «Говорим хором», отвечают на вопросы. За ответ, данный по правилам (поднять руку, дождаться, когда тебе предложат ответить, дать правильный ответ) ребенок получает фишку.
Просмотр видеоролика превращение головастика в лягушку. (19 сек) (Просмотр 2-3 раза). (Презентация)
Педагог обращает внимание детей на строение тела головастика, словообразование «головастик», этапы развития головастика до его превращения в лягушку.
Физминутка
На болоте
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.
Игра «Да» - «Нет».
1 вариант. Ответы на прямые закрытые вопросы. (Презентация)
Цель: продолжать формировать умение рассматривать картину, развивать слуховое и зрительное внимание, воспитывать умение слушать, размышлять, отвечать на заданные вопросы.
Педагог задает вопросы по содержанию иллюстрации.
2 вариант. Ответы на закрытые вопросы, содержащие отрицание. (Презентация)
Автор пособия: Коняхина Наталья Анатольевна
После ответа ребенка, педагог предлагает ему найти объект вопроса на картинке и убедиться в правильности или ошибочности ответа.
На заданный вопрос дети отвечают одним из вариантов ответов: «Да», «Нет».
Ответ, данный по правилам (поднять руку, дождаться, когда тебе предложат ответить, дать правильный ответ).
Игра «Доскажи словечко»
Цель: Развивать внимание, мышление. Закреплять знание названий животных.
Он слон – она слониха.
Он лось – она лосиха.
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж – она моржиха.
Он заяц – она зайчиха.
Он бык – она…
Ну, конечно же, корова.
Поиграем, дети, снова.
Он тигр – она тигрица.
Он осёл – она ослица.
Он козёл – она…
Ну, конечно же, коза.
За повтор игры все «за» !
Он лев – она львица.
Он волк – она волчица.
Он кенгуру – она…
Ну, конечно, кенгуру,
Продолжаем мы игру.
Ёж он – она ежиха.
Бобр он – она бобриха.
Конь он – она…
Ну, конечно же, лошадка.
Всё у нас пока что гладко.
Он воробей – она воробьиха.
Он комар – она комариха.
Он гусь – она…
Не гусиха, а гусыня
Знайте это все отныне.
Он бегемот – она бегемотиха.
Он кашалот – она кашалотиха.
Он баран – она…
Ну, конечно же, овца.
Доиграли до конца!
Дети ориентируясь на знаки «Говорит один» и «Говорим хором», договаривают слова. За ответ, данный по правилам (поднять руку, дождаться, когда тебе предложат ответить, дать правильный ответ) ребенок получает фишку.
Заключительная часть
Рефлексия.
Педагог предлагает подсчитать заработанные на занятии фишки.
Затем спрашивает кто сколько заработал фишек: у кого одна фишка? (дети поднимают руку, у кого две фишки? (и т. д.).
Педагог предлагает поделиться впечатлениями от заданий, рассказать, какое задание понравилось, какое оказалось трудным.
По желанию дети отвечают, какое задание им понравилось выполнять, какое задание им выполнять было трудно.
По окончании занятия дети собирают фишки с шкатулку, тетради аккуратно складывают стопкой на первый стол.
Используемая литература:
1. Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников. Конспекты занятий»
2. пособие Коняхиной Натальи Анатольевны «Осознанное чтение. Плюс-минус».
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -- М. : Академия, 2002. - 232 с.