Иванова Алина Викторовна
Конспект занятия в старшей группе «Чтение сказки «Белая нерпа»
Тема: чтение сказки «Белая нерпа» (в обработке В. В. Чесалина)
Возраст детей: 5 – 6 лет (старшая группа)
Цель: формирование интереса к произведениям художественной литературы.
Задачи программного содержания:
Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению,
Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Чтение сказки „Белая нерпа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нерпа, тюлень
- Старшая группа
- Тюлени и моржи. Конспекты
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь. Способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала.
Развивать воссоздающее воображение, слуховую память, умение максимально концентрироваться на происходящем.
Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству В. В. Чесалина.
Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Материалы и оборудования для занятий :
Демонстрационный: портрет Василия Васильевича Чесалина, презентация сказки «Белая нерпа»
Раздаточный:
Предварительная работа: знакомство с нивхскими сказками.
Словарная работа:
Активизация словаря: долина, землянка, скупой, невод, навага, кета.
Обогащение словаря: нерпа, песчаная коса, стойбище, томс хуты (дымовое отверстие, чхаруш.
Методы и приемы: наглядные (демонстрация портрета Василия Васильевича Чесалина, презентация сказки «Белая нерпа», словесные (беседа, ответы детей, объяснение, вопросы, игровые (физминутка, игровые упражнения).
Форма организации: групповая.
Ход
Вводная часть
- Ребята, сегодня мы с вами прочитаем сказку…. Интересную… Волшебную… и очень мудрую. В чём мудрость этой сказки, мы и должны выяснить в конце занятия…
Посмотрите на портрет. Это Василий Васильевич Чесалин, человек необыкновенный, влюбленный в сахалинскую природу и историю, активно занимался ее изучением. Как журналист и писатель, неоднократно посещал северные поселки Сахалина, где собирал нивхский фольклор. Результатом этой работы стало написание и издание нескольких книг.
Сейчас мы познакомимся со сказкой, которую написал Василий Васильевич. Это нивхская сказка, и называется она «Белая нерпа».
Чтение сказки.
- Ребята, понравилась ли вам сказка? (Ответы детей).
- А что особенно вам в ней понравилось? (Ответы детей)
Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем!
Физкультминутка «Моряк»
Хорошо быть моряком,
Но зовёт нас отчий дом,
Возвращаться нам пора,
Вижу берег я - ура!
(Руки на поясе, затем над головой делаем "крышу" ладошками, после - прикладываем ладонь к глазам и высоко прыгаем)
Игра-викторина. За правильный ответ ребенок получает картинку с зайчиком.
- Как называется сказка? («Белая нерпа»).
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Кого увидел рыбак?
-Что случилось с нерпой?
-Как же рыбак помог нерпе?
- Расскажите, как получилось так, что нерпа стала женой рыбаку?
-Как жена помогала ловить рыбаку кету?
- Скупой рыбак завидовал. И тогда что он сделал? Какими словами можно заменить слово «скупой»?
-Утонул ли рыбак?
- А кто помнит, в кого превратился рыбак?
- Как они выглядят?
-Скажите, а что сделала жена рыбака когда увидела морского человека?
-Что стало с чхарушем?
-Заячья шкурка помогла?
-Скажите,а как скупому рыбаку можно было бы избежать превращения в чхаруша?
-Жадность-это плохо?
- И так, давайте с вами попытаемся ответить на главный вопрос, в чём же мудрость сказки «Белая нерпа»?
- Сказка заставляет нас задуматься, что значит быть жадным, добрым, малодушным, каким нужно быть, чтобы не превратиться в чхаруша.
Заключительная часть:
Молодцы, ребята!
- Что больше всего понравилось в сказке?