Лучший педагог года

Конспект занятия по дополнительному образованию «В гости к бабушке»

Ирина Радаева
Конспект занятия по дополнительному образованию «В гости к бабушке»

Цель: пробудить у детей интерес и стремление к общению на мордовском (мокшанском) языке, создать настрой для дальнейшего его изучения.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать приобщать детей к общению на мордовском (мокшанском) языке.

2. Закрепить с детьми название овощей и фруктов; животных домашних и диких; счет от 1 до 5 и т. д.

Развивающие:

1. Способствовать повышению речевой активности детей, развитию умения выражать свои мысли на мордовском языке в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой.

Публикация «Конспект занятия по дополнительному образованию „В гости к бабушке“» размещена в разделах

2. Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей желание говорить на мокшанском языке.

Методические приемы:

Беседа по вопросам, чтение стихотворений «Кошечка», «Сорока», использование картинок с дикими животными; дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди лишний предмет»; подвижная игра «Сорока и цыплята», сюрпризный момент.

Словарная работа:

Закрепить ранее изученные слова, речевые образы.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений на мокшанском языке, рассматривание картинок: «Дикие и домашние животные», рассматривание картинок «Продукты»

Материал и оборудование:

«Чудесный мешочек», «Мячик», картинки с изображением животных; картинка птицы-сороки, муляжи овощей; хлеб, молоко, яйцо, масло, тарелка.

Ход занятия:

(Дети заходят к бабушке, здороваются на мокшанском языке)

1. Дети: Шумбратада, бабай!

Бабушка: Шумбратада, шабат! (здоровается бабушка)

(Ётада, озада, а то тинь сизеде, пока саде ялга мондиень).

Бабушка: Проходите, садитесь, вы, наверное, устали пока шли ко мне!

(Дети садятся. Бабушка говорит)

Бабушка: Монь лемозе Дуня бабай (меня зовут бабушка Евдокия)

- А тонь кода лемце? (А тебя как зовут, обращается к первому сидящему ребенку)

Ребенок: Монь лемозе Костя.

Бабушка: А тонь кода лемце?

Девочка: Монь лемозе Полина (Опрос остальных детей)

(Бабушка спрашивает мальчика)

Бабушка: Тон цёранят или стирнят? (Ты мальчик или девочка)

Мальчик: Мон цёранян! (отвечает мальчик)

Девочка: Мон стирнян! (говорит девочка)

Бабушка: А тонь мзяра кизодот? (Сколько тебе лет)

Мальчик: Монь кота кизодон! (Мне шесть лет – говорит мальчик)

(опрос детей)

2. «Счет от 1 до 5 на мокшанском языке»

Бабушка: Ребята, вы так хорошо назвали сколько вам лет по-мордовски. А от 1 до 5 сможете сосчитать?

Дети: Да!

Бабушка: Встаньте в круг и будем называть по очереди название цифр.

(Дети в кругу. Я бросаю мяч, называю по-русски цифру, а ребенок называет по-мордовски)

Бабушка: Ёнюфтада! (Молодцы)

- Озада. (Садитесь)

3. «Домашние и дикие животные»

Бабушка Евдокия: Шабат, со мной живет моя любимица. Посмотрите, кто это? (обращаю внимание на скамеечку, где лежит кошка-игрушка)

- Это кошка! А на мордовском языке как называется?

Дети: Ката.

Бабушка: Зовут мою кошку Мурка. Ей очень нравятся стихи по-мордовски. Может, расскажете?

(Спрошу одного ребенка, затем хором)

Стихотворение «Катоня».

Ай катоня, катоня

Лефкскадот тонь котоня

Ай катоня, киска

Нярцень ала миска.

Бабушка: Переведи, пожалуйста, Дима на русский язык! (Ребенок переводит)

- Ёнюват, Дима! Молодец, Дима.

- А кошка какое животное?

Дети: Домашнее

Бабушка: Каких еще домашних животных вы знаете?

(Перечисляют. Затем перевод)

- Корова – Тракс

- Лошадь – Алаша

- Свинья – Тува

- Собака – Пине

Бабушка: Кроме домашних, есть и другие животные. Здесь картинки этих животных. Кого вызову, тот должен назвать это животное по-мордовски, затем по-русски.

(На магнитную доску дети по очереди прикрепляют животное, называя)

- Офта – Медведь

- Нумол - Заяц

- Врьгаз – Волк

- Келазь – Лиса

- Сеель – Ежик

Бабушка: Ёнюфтада! (Молодцы)

4. Физкультминутка.

(дети встают в круг)

Нам пора передохнуть

Потянуться и вздохнуть.

(Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать.

(вращения головой в одну и другую сторону)

Встали ровно, наклонились.

Раз-вперед, а два- назад

Потянулись, распрямились.

Повторяем все подряд.

(наклоны вперед и назад)

Бабушка: Шабат, около своего дома вижу часто эту птицу. (Показываю сороку). Как называется эта птица?

Дети: Сорока.

Бабушка: А по-мордовски?

Дети: Сязгата.

Бабушка: А про сязгату (сороку) вы знаете стихотворение по-мордовски?

Дети: Знаем.

Воспитатель: Давайте хором расскажем его.

Стихотворение «Сязьгата»

Ай сязгата, сязгата.

Меся кувака пулоце?

Мес кувака пулозе?

Пулозе - монь рулезе.

(Спросите ребенка перевод на русский язык)

Бабушка: Молодцы!

- Сада сей! (Идите сюда)

- Сейчас поиграем в игру «Сорока и цыплята».

Ход игры:

Клушка гуляет со своими цыплятами. Навстречу ей выходит Сорока.

- Клушка, клушка, дай мне цыпленка (Клушка, дай тейне лефкскя)

- Не дам, сорока, не дам (Аф максан, сязгата, аф максан лефкскя)

-Тогда я украду у тебя цыплят! (Мон саласайне тонь лефкснень)

И начинает ловить цыплят по одному. Клушка защищает цыплят, а сорока ловит.

(Играем 2-3 раза)

- Озада. (Садитесь). Лац налхкседе (Хорошо играли)

5. Дидактическая игра «Чудесный мещочек»

Воспитатель: Шабат, посмотрите (показываю). Этот мешочек чудесный, т. к. внутри что-то есть. Кого вызову, тот подойдет сюда, достает из мешочка что-то, показывает нам и назовет на мордовском языке.

- Морковь – Пурьхке

- Лук – Шурьхке

- Капуста – Капста

- Огурец- Куяр

Бабушка: Молодцы! Как одним словом назвать эти предметы?

Дети: Овощи.

Бабушка: Правильно!

6. Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Воспитатель: Шабат, стяда, сада сей. (Ребят, встаньте, подойдите к столу).

- У меня на столе находится (показываю на хлеб и спрашиваю). Что это?

- Те кши (Это хлеб)

- А те мезе? (Показываю на масло)

- Те вай.

- А те мезе? (Показываю на молоко)

- Те лофца.

- Те мезе? (Показываю на яйцо)

- Те ал.

- Алс кодама? (Яйцо какого цвета)

- Алс акша (Яйцо белое)

- А вайсь кодама? (А масло какого цвета)

- Вайсь тюжа (Масло желтое)

-А те мезе? (Показываю на тарелку)

- Те тарелка (Это тарелка)

- А что у меня на столе лишнее?

Дети: Тарелка

Бабушка: Почему?

Дети: Все, что мы называли –это продукты, они съедобные, а тарелка -это посуда –из нее кушают.

Бабушка: Молодцы, все правильно назвали и нашли лишний предмет.

7. Итог

Бабушка: Вот, ребята, вы и побывали у меня гостях, у Бабушки Дуни. Я очень рада, что вы приходили ко мне в деревню. Вы очень понравились мне, так как знаете много слов по – мордовски, любите играть.

- А что вам больше всего запомнилось?

(Ответы детей)

(Показываю конфеты)

Бабушка: Это гостинцы вам за хорошую работу! Приходите ко мне в гости еще! Вастомазонк, шабат! (до встречи)

Дети: Вастомазонк! Спасибо, до свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия по дополнительному образованию детского объединения «Танцевально-игровая ритмическая гимнастика» "Урок дружбы" Цель занятия: Формирование у детей доброжелательного отношения друг с другом с помощью музыкально – ритмических игр. Интеграция.

«Создаем мультфильм по сказке «Теремок». Конспект занятия по дополнительному образованию (подготовительная группа) Видео«Создаем мультфильм по сказке «Теремок». Конспект занятия по дополнительному образованию (подготовительная группа) Видео Конспект занятия по дополнительному образованию. Подготовительная группа. "Создаем мультфильм по сказке "Теремок" Цель: Совершенствование.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Презентация-фотоотчет о работе по дополнительному образованию экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет Экология является неотъемлемой частью нашей жизни. Именного с раннего детства, с дошкольного возраста необходимо прививать детям любовь.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по дополнительному образованию «В гости к бабушке»
Опубликовано: 18 мая 2021 в 19:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД