Лучший педагог года

Конспект занятия по ФЦКМ и приобщению к истокам русской культуры в старшей группе

Дарья Смольянинова
Конспект занятия по ФЦКМ и приобщению к истокам русской культуры в старшей группе

Цель: Приобщение детей с истокам русской культуры.

Задачи:

- Закрепление знаний о том, как жили на Руси: питание, приготовление пищи, одежда, занятия в свободное от работы время, отдых и т. д. Знакомство с чертами характера русского человека, такими как гостеприимство, радушие, дружелюбие.

- Знакомство с новыми словами: изба, горница, красный угол, спозаранку, лапти, лукошко, веретено, балалайка, расстегай, кулебяка.

- Развитие эстетического восприятия детей средствами музыкального фольклора.

- Воспитание трудолюбия, дружелюбия, добрых отношений между воспитанниками.

Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ и приобщению к истокам русской культуры в старшей группе» размещена в разделах

- Привлечение родителей к совместному творчеству.

Предварительная работа:

- Беседы о хлебе, разучивание пословиц и поговорок об уме и глупости, храбрости и трусости; знакомство с профессиями пекаря, ткача, вышивальщицы.

- Знакомство с народными праздниками: Новый год, Рождество, Колядки, Масленица.

- Рисование, лепка на темы народных художественных промыслов.

- Разучивание народных детских песен.

Ход занятия:

Группа оформлена как комната в избе: справа – красный угол, стол, лавки и кухонная утварь. Приготовлены пироги для всех гостей, сушки, баранки. Дети – нарядные.

Бабушка Матрена – в народном костюме и с лукошком

Марьюшка, хозяйка праздника (родительница)- тоже в народном костюме.

Под народную мелодию дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики, расположенные полукругом.

Хозяйка Марьюшка:

Дожидаемся гостей, приходите поскорей.

Открываем все ворота, приходи, кому охота!

И кому неохота – тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Стук в дверь.

Мальчики и девочки: слышим, слышим! Видим, видим! Очень ждем!

Появляется бабушка Матрена (далее Б. М.) с лукошком.

Б. М. : Здравствуйте, ребята, здравствуйте, девчата! Какие вы все нарядные и красивые!

Девочки: Здравствуйте, гостья дорогая! Милости просим! Будьте гостьюшкой на наших посиделках!

Б. М. (кланяется в пояс) : Спасибо за приглашение! С удовольствием останусь и буду дорогой гостьей.

Только скажите мне, по какому поводу нынешние посиделки?

Девочка: А собрались мы, чтобы вам рассказать о русском богатыре, проходите в горницу.

Проходят, рассматривают избу.

Хозяйка Марьюшка:

Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину, я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой.

Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети: Потому что, гостей принимал

Чаем, пирогами угощал.

Хозяйка Марьюшка: Дружный и отзывчивый – это как понимать?

Дети: Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Хозяйка Марьюшка: Правильно, делали одно дело.

Дети: Одному человеку справиться было трудно. И никто никому в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо.

Хозяйка Марьюшка: А как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети: Горница, в ней принимали гостей.

Хозяйка Марьюшка: А как же гости в избу входили?

Дети: Кланяясь.

Х. М. : Правильно, а почему?

Дети: Дверь в избу делали низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Поэтому, гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно на лбу набить.

Х. М. : Молодцы ребята! А теперь отгадайте загадку:

Стоит терем,

В тереме ящик,

В ящике мучка,

Подскажу – что было главным в горнице?

Дети: Печь

Х. М. : В избе – печка, в печке – зола, в золе – жар. Тепло и уютно, по – домашнему.

Дети:

А как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

Наша сказка начинается!

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская.

Вьется из избы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Х. М. : Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Х. М. : А что еще сушили?

Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды.

Х. М. : Кроме всего этого, печь лечила больного, уложат его на печь, и она лучше любых горчичников прогреет.

Дети:

В старину говорили,

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет, деток спать уложит.

И сверчок поет где то рядышком,

Как тепло с тобой, печка – матушка!

Исполняется любая песня про печку, тепло и уют в доме.

Х. М. : Ребята, давайте нашей дорогой гостье расскажем, что еще мы про печку знаем.

Дети: Правый от печки угол назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей.

Б. М. : Ребятки, русский народ всегда славился гостеприимством. Может вы поговорки об этом знаете?

Дети:

-Что есть в печи, все на стол мечи.

-Не красна изба углами, а красна пирогами.

-Умей в гости звать, умей и угощать.

Б. М. : Молодцы, правильно сказали. А вот последняя поговорка имеет определенный смысл. Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали (изображает). Любой труд был почетен: взрослый и детский.

К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5 – 7 лет. «Не та родна дочь, что бежит от дома прочь, а родна дочь, что на всякой работе видно» - гласит пословица.

В 10 лет девочка умела прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала в стряпне. С маленькой прялкой она отправлялась на первые свои посиделки, где обучалась мастерству в прядении и вышивании, а так же обязательно песням и танцам.

Показывает старинную прялку и пяльца для вышивания.

Дети:

А как шили- вышивали, так и песню напевали.

Пели, правда, от души, но и песни хороши!

Где песня поется, там счастливо живется.

С песней и труд спорится,

Хорошо живется – хорошо поется

Б. М. : Ну, что – же, дело за песней.

Девочки исполняют песню «Прялица».

Х. М. : Приучали к труду им мальчиков. Но их подготовка была более длительной и заканчивалась к 17 годам. В7 – 8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Они знали много разных игр.

Х,. М. : Давайте и мы поиграем.

Любая русская народная игра.

Б. М. : Скажите, а чем занимались внуки и дедушки?

Дети: Зимними вечерами деды плели лапти, а внуки помогали им. Это занятие занимало много времени.

Б. М. : А хотите узнать, как появились лапти на Руси? Они появились в глубокой древности, в других странах их не носили. А плели лапти из липового лыка, ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. Прежде чем плести, размачивали, очищали от коры, разрезали на полосы и на специальной колодке начинали плести.

Х. М. : Плели разные лапти: будничные – из широкого лыка, праздничные – из вяза. А для прочности внутрь клали солому, подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в такой обуви не мерзли и не промокали. Что ж, мы много узнали, пора и песенку спеть.

Песня «Во деревне Ольховатке».

Б. М. : Да, народ на Руси был мудрый. Сколько пословиц и поговорок сложили о труде, отдыхе и веселье! Давайте в мое лукошко соберем немножко! Я пословицы и поговорки в лукошко положу, кому хочешь, отнесу! Начинайте, ребятушки!

Дети:

-«Сделал дело – гуляй смело».

-«Делу время – потехе час».

-«Мастера по работе видно».

-«Труд человека кормит, а лень портит».

-«Почет и труд рядом живут».

-«С песней и дело спорится».

Х. М. : А теперь, добры молодцы, покажите нам свою удаль молодецкую!

ВЫХОДЯТ МАЛЬЧИКИ, ИСПОЛНЯЮТ НАРОДНУЮ ПЛЯСОВУЮ.

Х. М. : А чтобы лапоточки дольше служили, где их сушили?

Дети: У печи.

Б. М. : Вот пока мастера работали: сеяли, пахали, лыко драли, скот пасли, хозяйки дома в печи, хлеб и пироги им пекли. Давайте теперь в наше лукошко соберем пословицы и поговорки о хлебе!

Дети:

-«Покуда есть хлеб да вода – все не беда».

-«Худой обед, коли хлеба нет».

-«Хлеб на стол – так и стол престол, хлеба ни куска – стол доска».

-«Будет хлеб – будет и обед».

-«Хлеб – всему голова».

Х. М. : Какие же вы у меня молодцы! А кроме хлеба, что на Руси выпекали?

Дети: Пироги с начинкой, калачи, ватрушки, расстегаи, кулебяки.

Х. М. : Наш народ отличался не только гостеприимством. Он работал дружно и отмечал весело праздники - с песнями танцами и угощением. Умел показать свои наряды, красивые рубахи, сарафаны, головные уборы. Девицы- красавицы, покажите свой наряд!

ВЫХОДЯТ ДЕВОЧКИ, КРУЖАТСЯ, ДЕМОНСТРИРУЮТ СВОИ КРАСИВЫЕ НАРЯДЫ.

Б. М. : Со временем наряды менялись, а сарафаны бабушек оставались и убирались в сундуки, дожидались вас, внучат, чтобы праздники отмечать.

Дети становятся в круг, и исполняют любую народную песню с движениями.

Х. М. : Спасибо вам, ребятки, спасибо нашей дорогой гостье за интересный поучительный рассказ о народном быте.

Девочка 1: А я в горницу иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибаутки вам пою.

Девочка 2: Я для вас, мои друзья, девяносто блинчиков

И пирогов напекла. Где найти мне столько едоков?

Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Исполняется народная песня о пирогах.

Х. М. : Наша прекрасная праздничная встреча подошла к концу. Мы с бабушкой Матреной надеемся, что вам не только понравилось наше замечательные посиделки, но еще, вы узнали много нового и интересного о традициях русского народа. И мы, всех вас приглашаем на традиционное русское чаепитие с пирогами.

ВСЕ ИДУТ ПИТЬ ЧАЙ С ПИРОГАМИ.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры»Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей работой по приобщению родителей и детей к истокам русской культуры. Мне эта тема близка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЦКМ и приобщению к истокам русской культуры в старшей группе
Опубликовано: 25 января 2022 в 13:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД