Кристина Саакян
Конспект занятия по финансовой грамотности «Что такое деньги, доход и расход?» для обучающихся 7–12 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально –реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План- конспект
открытого занятия по финансовой грамотности :
«Что такое деньги, доход и расход?»
Воспитатель: Саакян К. С.
Ст. Попутная
2023г.
Целевая аудитория: несовершеннолетние 7-12 лет
Форма работы: занятие-игра
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Что такое деньги, доход и расход?“ для обучающихся 7–12 лет» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Цель: формирование основ финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием деньги, доход, расход;
- познакомить детей с видами денег;
- закрепить представления детей с назначением и использованием денег.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережливость;
- воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, внимание, мышление, память.
Оборудование и материалы: картинки с изображением Мухи-Цокотухи; копилка с набором разных монет и купюр; кошелек; пластиковые карты; мячик; мультимедийное оборудование, ноутбук; презентация по теме.
План:
1. Вводная часть:
-приветствие.
2. Основная часть:
-вступительная беседа, объявление темы;
-отгадывание загадки;
-игра «Зачем нам нужны деньги?»;
-игра «Да или Нет»;
-физминутка «Монетки»;
-игра «Доход или Расход»
-практическая работа «Семейный бюджет».
3. Заключительная часть:
-рефлексия.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку, улыбаемся друг другу. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы у нас все получилось на занятии, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
Воспитатель: Ну что ж, можно похлопать себе.
Дети: Хлопают
2. Основная часть:
Воспитатель: показывает картинку Мухи – Цокотухи. Ребята, посмотрите на картинку, кто это?
Дети: Это Муха – Цокотуха.
Воспитатель: Давайте вспомним первые строчки этого произведения:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Воспитатель: Что нашла Муха?
Дети: Денежку.
Воспитатель: Сегодня мы с вами об этом и поговорим. Узнаем, что такое деньги, доход и расход. Скажите мне, кто-нибудь знает, что такое деньги? ( ответы детей: это то, на что мы покупаем товары в магазине).
Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров, это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
У меня есть чудо — кошка,
На её спине — окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты (копилка)
(Воспитатель демонстрирует копилку)
Воспитатель: - Для чего же нужна копилка? (ответы детей)
- Правильно, чтобы копить деньги. Интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Чтобы узнать зачем же они нам нужны мы поиграем в одну очень интересную игру. Поиграем? ( ответы детей: да)
- Итак, игра «Зачем нам нужны деньги?». Объясняю вам как нужно играть: я буду бросать мяч по очереди и спрашивать вас: «Зачем нам нужны деньги?», а вы будете отвечать, хорошо? ( ответы: да). Начинаем: Зачем нам нужны деньги?» :
чтобы покупать игрушки;
чтобы покупать продукты;
чтобы платить за квартиру;
чтобы сходить в игровой центр;
чтобы заплатить за проезд на транспорте;
чтобы покупать подарки и т. д.
Воспитатель: - Правильно.
-А все ли мы можем купить за деньги?
Давайте поиграем. Я буду называть вещи, предметы, а вы мне в ответ «Да» - если мы можем купить это в магазине, «Нет» - если не можем купить.
-Купить мы море можем (нет)
-А куклу и машинки. (да)
-А лес густой и ветерок конечно (нет)
-Но шоколадку, творожок, конечно (да)
-Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? … (нет)
-А платье новое и сапоги, купить смогли бы?. (да)
-Дом купить можно?. (да)
-А машину, велосипед?. (да)
-А радугу после дождя купить смогли бы?. (нет)
-А дружбу, ребята?. (нет)
Воспитатель: - Не забывайте, ребята, все за деньги не купишь! (жизнь, здоровье, друзей).
-А вам не интересно ребята что же лежит в копилке? какие деньги там лежат? Давайте же посмотрим (сперва рассматриваем монеты).
- Это что такое? ( ответ: монеты). Правильно, монеты. Какая она - монета? (Если затрудняются отвечать дети, то им помочь надо по признакам - по форме, из чего сделана).
- Правильно. Она круглая, металлическая, звенит (берем в руки несколько монет и позвеним ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Дать детям каждому монеты и пусть они сами попробуют позвенеть ими.
- Ой, ребята, смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем и посмотрим (воспитатель достаёт банкноты и демонстрирует детям).
- Как можно назвать эти деньги? (банкноты, купюры).
- А какие они? (бумажные, прямоугольные по форме, шуршат).
(Дети проговаривают это слово хором и так же шуршат ими).
Воспитатель: - Можем ли мы сами нарисовать деньги?
-Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.
Воспитатель: - Где же мамы и папы хранят деньги? Как вы думаете? ( ответы детей: в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают и безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, но на самом деле они хранятся на пластиковой карте (нужно показать пластиковые карты). Мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте? Ответы детей (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
- Ребята, но знайте, что пароль никому нельзя говорить. Ведь если мы расскажем, то все деньги пропадут.
Воспитатель: -А теперь, давайте с вами разомнемся.
Физминутка «Монетки» :
Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек.
(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)
Воспитатель: - Хорошо мы с вами подвигались. А теперь давайте поговорим о таких вещах как Доходы и Расходы. Как вы думаете, из нашего произведения «Муха денежку нашла» - это Доход или Расход?
Ответы детей (Доход).
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Ответы детей (Она ее нашла).
Воспитатель: - Правильно. А кто знает, как еще можно получить деньги, за что? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно. За работу ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти, как наша Муха-Цокотуха и это тоже называется доходом. Все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом.
Доход – это средства или материальные ценности, полученные нами в результате какой-либо деятельности.
Теперь давайте разберемся, как вы думаете, «Пошла Муха на базар, и купила самовар» - это доход или расход денег у Мухи?
Ответы детей (Расход).
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Ответы детей (она купила, потратила).
Воспитатель: - Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу.
Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг или на покупку вещей.
В каждой семье есть Доходы и Расходы. Давайте поиграем в игру «Доход или Расход». Я буду говорить предложения, а вы мне должны закончить их словами: Доход (и хлопать в ладоши) или Расход (и топать ногами).
- Мама с папой получили зарплату … (доход)
- Мама заплатила за детский сад … (расход)
- Вы нашли клад … (доход)
- Бабушка купила молоко … (расход)
- Мама купила ботиночки … (расход)
- Папа заплатил за стрижку … (расход)
- Вы купили билеты в кино … (расход)
-Брат случайно нашёл 100 руб. … (доход)
-Папа получил премию … (доход)
-Дедушка получил пенсию … (доход)
-Сестра получила деньги в подарок на день рождения … доход)
-Бабушка подучили пенсию … (доход)
-Мама потеряла кошелёк … (расход)
-Папа заплатил за квартиру … (расход)
-Купили продукты в магазине … (расход)
-Маме купили новые туфли … (расход)
-Дедушке купили лекарство … (расход)
-Вся семья сходила в кинотеатр … (расход)
-Сестре купили велосипед … (расход)
-Бабушка выиграла в лотерею … (доход)
Воспитатель: - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Ребята, а сейчас давайте с помощью картинок составим примерный бюджет семьи.
Семейный бюджет –это доходы и расходы семьи за определенный период времени (неделю, месяц, год).
3. Заключительная часть:
Воспитатель: - Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? (ответы детей)
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании занятия.
Воспитатель: -А теперь мы улыбнемся, дружно за руки возьмемся и скажем: «Мы ребята просто класс, всё получилось у нас!»