Степанова Юлия
Конспект занятия по финансовой грамотности «Тот без нужды живет, кто деньги бережет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ввести детей в мир экономических отношений и финансовой грамотности.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с понятиями «бюджет», «доход», «расход»; составными элементами семейного бюджета;
• дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;
• формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Тот без нужды живет, кто деньги бережет“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
• закрепить математические понятия: количество и счёт, больше – меньше;
Воспитательные:
• воспитывать умение экономно и рационально тратить деньги;
• воспитывать уважение к труду взрослых.
Словарная работа: зарплата, стипендия, пенсия, доход, расход, бюджет, покупки, монета, деньги, копилка, «экономить».
Методы и приемы:
• наглядные - непосредственное наблюдение- просмотр презентации, просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино»;
• словесные - вопросы, загадки, стихи, беседа;
• практические – игра с волшебным мешочком, Финансовый куб, физкультминутка.
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка, презентация, мультфильм «Простоквашино», тарелочки с монетами на каждого ребёнка, волшебный мешочек с монетами, финансовый куб «Доход-расход».
Ход занятия
Вводная часть
Приветствие: - Дети! Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуйте, ладошки! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! (поет воспитатель, дети отвечают)
- Присаживайтесь на стулья.
- Слайд 1. На занятии нам нужно с вами хорошо поработать и получить золотые монеты. Вы готовы?
Основная часть
-Дети, внимание на экран. Слайд 2
- Что это такое?
-Это кошелёк. Какой необычный, большой. Какая-то загадка!
- Скажите, а для чего служит кошелёк? Как люди его используют?
- Правильно, кошелёк используют для денег. А вы хотите открыть его и посмотреть, что в нём лежит?
Слайд 3 (воспитатель открывает кошелёк и появляется монетка).
Слайд 4
«Здравствуйте дети, я золотая монетка. Со мной приключилась забавная история, о которой я хочу вам поведать.
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей даё т: Вот!
Купи мне самолет.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Ребята, как вы считаете, что забавного в этой истории?
- Молодцы! Хорошо, что вы понимаете, и я думаю, знаете цену деньгам.
- Я предлагаю вам познакомиться, как правильно распределять наши средства – деньги. С большим удовольствием научу вас, как быть грамотным в своих финансах. Посмотрим фрагмент мультфильма.
Слайд 5
Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»
- Что значит «экономить?»
- Вы слышали от своих родителей такие слова: беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки?
- В каких случаях?
- Молодцы, ребята, да правильно говорите: когда нужно экономить деньги.
- А, вы, знаете откуда берутся деньги?
Слайд 6
- Да, ребята, молодцы. Ваши родители работают и получают за свою работу, зарплату, труд очень почетен.
Слайд 7
- Внимание на экран. Сегодня к нам в гости пришла семья Рублёвых.
- Назовём членов семьи (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).
- Как вы думайте, чем каждый из них занимается?
- Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, или за день или за неделю.
- Кто получает зарплату?
- За что они получают зарплату?
Слайд 8,9 Мама и папа пополняют кошелёк
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.
Слайд 10 Дедушка и бабушка пополняют кошелёк
Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.
Слайд 11 Сестра пополняет кошелёк
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег.
копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи
- В копилке лежат деньги – это доход семьи, т. е. – это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.
Слайд 12 Полный кошелек
- Дети, а вы хотите узнать какой доход у семьи Рублёвых?
- Проходим за столы.
- У вас на тарелочках лежат монеты, с помощью этих монет мы с вами посчитаем доход семьи Рублёвых за первый месяц в году. Я буду называть доход каждого члена семьи, а вы отсчитывайте его монетами и выкладывайте на столе.
- Как называется первый месяц?
- Папа работал не весь январь и получил три монеты. Мама - одну монету, бабушкина и дедушкина пенсии - две монеты. А сестра в январе стипендию не получила, потому что была на каникулах.
- Сколько монет заработали члены семьи?
- Теперь посчитаем, сколько они заработали монет во втором месяце. Как он называется?
- Доход за февраль выкладываем ниже. В этом месяце папе за хорошую работу заплатили четыре монеты. Маме тоже за хорошую работу выдали к зарплате премию две монеты, бабушкина и дедушкина пенсии –две монеты. И сестра получила стипендию одну монету.
- Сколько монет заработали члены этой семьи в этом месяце?
- Скажите больше или меньше семья заработала в этом месяце?
- Как можно сказать про семейный бюджет: он увеличился или уменьшился?
- На сколько монет он увеличился?
- А как вы считаете почему бюджет семьи увеличился?
- Дети, все деньги, которые находятся в семейном бюджете и называются доходом. Какие доходы бывают у семьи Рублёвых?
- К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождение, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
Кладу монеты в мешочек
Физкультминутка
Один, два, три, четыре, пять
Будем деньги мы считать
Один и два – оплатим дом,
Дом, в котором мы живем,
Третью монету одежду купить,
На четвертую будем есть и пить.
Ну, а пятую пока спрячем в донце кошелька.
- Молодцы! Ребята, отдохнули, набрались сил для дальнейшей работы.
- Но в каждой семье есть и расходы. А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?
Слайд 13
1. Покупка еды, одежды
2. Оплата за коммунальные услуги (вода, газ, свет, тепло)
3. Оплата детского сада
4. Дополнительные занятия, кружки
Достаю по одной монетки из мешка.
- Всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям. А ещё вы просите купить игрушки, и сладости, сходить в развлекательные центры, боулинг, кино.
Слайд 14 развлечения
- Ой, а мешочек то почти пустой. Осталась одна монетка. Ее семья оставляет на будущий отпуск. Показ мешочка
- Что делать?
Рассказ об экономии:
Мы очень часто не задумываемся о том, на что тратятся наши деньги.
Как мы проводим свободное время? Что делаем всей семьей? Как ни печально, любимое место проведения выходных в кругу семьи — ТРК. В названии этих заведений, конечно, присутствует слово «развлекательный», но главное все-таки — торговый. Здесь продают все: билеты в кино, закуски, мороженое, игрушки, обувь, одежду и еще множество не самых необходимых вещей. Дети у игровых автоматов, мама в примерочной, папа в ресторанном дворике; вечером возвращаемся домой, нагруженные спонтанными покупками, надышавшись пылью, наевшись фастфуда, потратив приличную сумму честно заработанных денег. А можно было бы избежать незапланированных покупок, например, сходив на прогулку в парк, или прогулку в лес, сэкономив деньги.
Экономить деньги очень важно для каждой семьи!
- Экономический куб с карточками. Давайте поиграем.
• Экономить воду: закрывать кран с водой после мытья рук (доход)
• Просить родителей в магазине купить новую игрушку (расход)
• Выключать свет в комнате, когда выходишь доход
• Папа получил зарплату (доход)
• Бабушка заболела (расход)
• Выиграл приз (доход)
• Потеряла кошелёк (расход)
• Продала бабушка пирожки (доход)
• Заплатили за квартиру (расход)
• Нашли монетку (доход)
• Купили куклу – расход.
- А теперь отгадайте загадки «Как важно быть финансово грамотным» :
Чтоб не тратить слишком много,
Дам тебе один совет,
Каждый месяц снова, снова,
Ты планируй свой … (бюджет)
Дали деньги папа с мамой,
Это, значит, твой доход.
Ты купил гуашь с бумагой.
Это, братец, твой … (расход)
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (деньги)
Она рубль бережет. (копейка)
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
- Молодцы, дети. Я вижу, что вы поняли, что такое доход и расход, которые и составляют бюджет семьи.
Слайд 15 монетка держит бюджет семьи: доход и расход.
- Спасибо, Монетка, нам было очень интересно. Будем рады повстречаться с тобой снова. До свидания.
- Дети, а вы обратили внимание как много у семьи Рублевых расходов?
- Но они есть и у вашей семьи. Как вы можете помочь родителям экономить деньги?
Слайд 16 правила экономии коммунальные услуги
Слайд 17 правила бережного отношения с водой
Слайд 18 правила поведения в магазине
Слайд 19 правила поведения в аптеке
- И на сэкономленные деньги вы сможете хорошо отдохнуть в отпуске, сходить на развлечения.
Слайд 20-26
- А теперь ребята послушайте сказку, да не простую, а экономическую…
- Вы слушали сказку внимательно?
- Тогда ответьте: кто из героев сказки поступал не правильно? - А кто помог решить проблему?
- А как нужно было поступить с деньгами правильно?
Итог занятия :
- Дети, какие понятия вы сегодня закрепили?
- Вы такие молодцы, были очень внимательными, теперь вы знаете, из чего состоит семейный бюджет, какие доходы и расходы есть у каждой семьи и сможете помочь своим родителям экономить деньги. А я вам вручаю золотые монеты за хорошую работу на занятии.