МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР

Марина Клепикова
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР

Тема: Звук [М]

Цель: формировать фонематические представления детей на речевом материале со звуком [М].

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук»;

- учить дифференцировать звук на слух и в произношении;

- учить выделять звук из потока звуков, из слогового ряда, из слов;

- учить определять наличие – отсутствие звука [М] в слове;

- учить определять место звука [М] в слове;

- закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными;

Публикация «Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР» размещена в разделах

- упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных;

- закрепить умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- продолжать учить делить слова на слоги;

- учить проводить звуковой анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков;

Коррекционно-развивающие задачи:

- создавать условия для развития памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой;

- развивать мелкую моторику и артикуляционный праксис;

- развивать общие речевые навыки (длительность речевого выдоха, просодические компоненты речи);

- развивать чувство ритма;

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения друг к другу и умение выслушать высказывание до конца;

- воспитывать у детей стремление к самостоятельности ответов и суждений;

- способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Методы и приемы работы:

Игровые:

- сюрпризный момент,

- дидактические игры,

- словесные игры,

- игры на развитие координации речи с движением,

- физминутка;

Наводящие и проблемные вопросы;

Поощрение;

Индивидуальный подход.

Форма проведения занятия :

Подгрупповое занятие (5 – 6 детей)

Материал:

Демонстрационный:

Магнитная доска, звуковые замки (для гласных и согласных звуков, символ звука [М], предметные картинки со звуком [М] и другими звуками, игрушка мышки.

Раздаточный:

Звуковые символы, карточки – схемы для определения места звука в слове, рабочие листы, карандаши.

Пропедевтическая работа:

1. работа логопеда на предыдущих занятиях по умению определять наличие – отсутствие звука в слове, места звука в слове;

2. разучивание стихотворного текста и движений для проведения массажа спины «Спинки - тростинки»;

3. повторение воспитателем с детьми сказок «Мойдодыр», «Маша и медведь», «Мальчик - с - пальчик»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Проводится фонетическая разминка :

Открываем мы глаза,

Вдох – тянем долго: А – А – А…

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: О – О – О…

Днем по горкам ездим мы: Ы – Ы – Ы…

Ночью смотрим на звезду –

Сверху вниз слетает: У – У – У…

Завывает пурга

И не видно ни зги: И – И – И…

- Что вы произносили: звуки или слова?

- Какие это звуки?

- Сядет тот, кого я назову ласково.

- Назовите ласково Артема (Яну).

2. Знакомство с темой занятия.

- Сегодня мы подружимся с новым звуком. Отгадайте звук, произнесите его:

«Крепко губы мы сжимаем и корове подражаем: М – М – М».

3. Артикуляционная, акустическая характеристика звука [М].

- Как мычит корова?

- Чем мы произносим звук [М]?

- Какой это звук? В каком замке он живет?

- На что похож звук? Посмотрите, как мы будем обозначать звук [М]. (Показывается символ звука)

4. Выделение звука [М] на слух, Дидактическая игра «Поймай звук».

- Звук [М] – любит пошалить, он все время убегает, прячется. «Поймайте» звук [М] :

а) из звукового ряда: Ж, И, М, Д, М. ;

б) из слогового ряда: ГА, МА, ОТ, ОМ. ;

в) из ряда слов: ЧЕБУРАШКА, МОЙДОДЫР, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАБА ЯГА, МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК.

Появляется баба яга:

- Чего расшумелись? Зачем меня звали?

- Мы не звали тебя. Мы занимаемся и учимся произносить звук [М].

- Звук [М], говорите? А ну-ка, я проверю, скажите, как я.

5. Произношение звука [М] в слогах. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

а) соблюдая ритм: ма-ма --- ма-ма-ма; му-му---му-му-му;

б) соблюдая ударение: МА –ма – ма; мо – мо - МО;

в) моделируя голос: ма - мо; мы – му.

6. Анализ слогов АМ, МА.

- Вот какие молодцы! Так бы и съела всех: «АМ!»

- Мы не боимся тебя, нам не страшно! Баба яга сказала «АМ», сколько звуков она произнесла? Какой звук первый? Второй? Составьте схему. Поменяйте символы звуков местами, какой слог получился?

7. Произношение звука [М] в словах. Определение наличия – отсутствия, позиции звука [М] в словах.

- Ишь вы какие! Совсем меня не боитесь?

- Нет, наши ребята смелые, да и некогда нам дрожать, боятся, нам учиться надо! Посмотри, как ребята со сложным заданием справляются.

- Назовите картинки. Выберите только те картинки, в названиях которых есть звук [М]. Где стоит звук в слове?

(Дети называют слова с изучаемым звуком, с помощью карточек – схем определяют его позицию, подходят к доске, выбирают картинку со звуком [М], садятся на место.)

8. Упражнение в правильном употреблении падежных форм существительного «мышь».

Баба яга, указывая на оставшиеся картинки:

- Почему эти картинки не взяли?

- В названии этих картинок нет звука [М].

- А в этом слове есть? (достает мышку)

(ответы детей)

- Где стоит звук [М] в слове «Мышка»?

Проводится упражнение «Доскажи словечко» :

- Бегает и пищит …

- Длинный, тонкий хвостик у …

- Дадим кусочек сыра …

- Мы не будем играть с …

- Вернем бабе яге …

Баба яга забирает мышку.

9. Физминутка.

Баба яга жалуется, что устала, и спина разболелась.

Проводится массаж спины «Спинки - тростинки»

10. Игра на развитие чувства ритма «Эхо».

Баба яга забирает со стола у детей картинки.

- Понравились мне ваши картинки, заберу их с собой.

- Нет, мы не разрешаем забирать наши картинки, верни их.

- А ну-ка, похлопайте, как я, тогда верну.

11. Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ.

- Так и быть, возвращаю ваши картиночки.

- Что это? Чье?

Ответы детей :

- Это моя машина. Это мой костюм. Это мое мыло.

- Интересно тут у вас! Да засиделась я, пора в свою сказку возвращаться!

- До свидания, баба яга! Ребята подарят тебе сказочные слова со звуком [М].

Дети называют сказочных героев со звуком [М]. Баба яга прощается, уходит.

12. Выполнение заданий в рабочих листах.

- Какие предметы спрятались на картинке?

- Обведите карандашом только те предметы, в названии которых есть звук [М]. Где слышится звук [М] в словах?

- Отхлопайте слова со звуком [М]. Назовите самое короткое слово, длинные слова.

- Придумайте предложение со словом «молоток».

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Произнесение, характеристика изученного звука, припоминание слов со звуком [М].

Работа воспитателя по заданию логопеда

1. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для рук;

2. Воспроизведение звуковых рядов с изменением:

- ритма (мы-мы --- мы-мы-мы);

- ударения (МО – мо - мо);

- тембра (му - ма);

3. Воспроизведение рядов слов. Игра «Запомни и повтори» (мак – мох – мыс; мука – муха – музыка; дом – ком – сом и т. д.);

4. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?» (4 – 5 картинок со звуками [М]);

5. Игра «Сосчитай и назови звуки» (АМ, УМ, МА, МУ);

6. Игры на обучение согласованию притяжательных местоимений и существительных: «Подбери слова», «Про что можно сказать: МОЯ, МОЙ, МОЁ»

7. Произнесение, характеристика изученного звука, припоминание слов на звук [М].

Публикации по теме:

Фонематические игры на логопедических занятияхФонематические игры на логопедических занятиях 1. Цель: учить детей различать звуки на слух, соотносить с картинкой, делить на две группы. 2. Цель: учить определять место звука в.

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР
Опубликовано: 3 апреля 2015 в 14:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД