Прокофьева Светлана
Конспект занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Домашние животные»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные».
Задачи. Коррекционно-образовательные:
*Закреплять представления детей о домашних животных;
*Учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать в роде;
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
*Закрепить представление о том, где живут домашние животные, как называются их детеныши, какие звуки издают домашние животные;
*Закрепить умение образовывать множественное число названий детенышей;
*Закрепить навык согласования всех членов предложения.
Коррекционно-развивающие:
*Развивать речевое внимание;
*Развивать мышление;
*Развивать зрительное восприятие;
*Развивать мелкую,общую моторику, координацию речи с движением;
*Развивать артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
*Воспитывать умение работать в коллективе;
*Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность.
*Воспитывать любовь к животным, ответственность.
Оборудование
*Аудиозаписи со звуками домашних животных;
*Картинки с изображением домашних животных и их детенышей;
*Игрушки-муляжи домашних животных;
*Мяч.
Ход занятия:
Организационный момент. (дети стоят в кругу). Здравствуйте, ребята. Давайте прислушаемся, а потом вы скажете, что услышали. (звучат голоса кошки, собаки, коровы, лошади, свиньи, козы, овцы). (Каждый ребенок называет животное, которое издает тот или иной звук, а логопед прикрепляет к доске картинки с их изображением). Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных). О каких животных? (о домашних).
Лошадь бегала, устала, мы налили ей воды в чашечку (Делают артикуляционное упражнение «Чашечка»). Лошадка напилась, и побежала дальше (упражнение «Лошадка»). Ей стало весело, и она зафыркала. (фыркают).
Каждое животное разговаривает по-своему. Кошка мяукает. А собака? (лает, лошадь ржет, корова мычит, овца блеет, свинья хрюкает).
У животных, как и у людей, есть дети. Давайте вспомним, как они называются. Я называю животное, вы называете детеныша и передаете мяч друг другу. (кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, овца – ягненок, свинья – поросенок, коза - козленок). Родители и детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давайте сделаем так, чтобы они встретились. (на столе разложены картинки с изображением животных и детенышей, дети разбирают их по кучкам-семьям. Проговаривают: корова-бык-теленок, кошка-кот-котенок, овца-баран-ягненок, лошадь-конь-жеребенок, свинья-хряк-поросенок, собака-пес-щенок, коза-козел-козленок). В семьях животных часто бывает много детенышей. Не один ягненок, а много ягнят. Не один щенок, а много … Не один теленок, а много… и т. д. (дети отвечают)
Давайте немного отдохнем. (Пальчиковая гимнастика).
Раз, два, три, четыре, пять.
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке).
Самых близких, самых верных. Каждый знает их, наверное. (кулак-ладонь).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их?
Подумай немножко. (разводим в стороны руки, как бы спрашивая окружающих).
В доме с хозяином дружно живут. (изображаем руками крышу дома над головой).
Значит, домашними все их зовут.
Домашние животные называются так потому, что у них есть дом. У каждого животного свое жилище. Давайте поиграем. Я буду говорить, где живут животные, а если я скажу, неправильно, вы поправляйте. Лошадь живет в коровнике. ( дети отвечают: нет, в конюшне). Корова живет в свинарнике. (нет, в коровнике). Свинья живет в хлеву (нет, в свинарнике). Овцы, козы живут в конюшне (нет, в хлеву).
Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. Я буду показывать часть тела животного, а вы мне назовете, чья эта часть тела. (Показываем на игрушечных животных).
Сначала рассматриваем кошку и ее части тела.
Чья это голова? (это кошачья голова)
Чей это хвост? (это кошачий хвост)
Чьи это усы (это кошачьи усы)
Чьё это туловище? (это кошачье туловище)
Рассмотрим собаку и ее части тела:
Чья это голова? (Это собачья голова).
Чьи это лапы? (это собачьи лапы)
Чей это нос? (это собачий нос)
Чьё это туловище? (это собачье туловище)
Затем рассматриваем корову:
Чья это голова? (это коровья голова)
Чей это хвост? (это коровий хвост)
Чье это вымя (это коровье вымя)
Чьи это рога? (это коровьи рога)
Давайте рассмотрим части тела свиньи:
Чья это голова (это свиная голова)
Чье это ухо? (это свиное ухо)
Чей это хвост (это свиной хвост)
Лошадь:
Чья это грива? (это лошадиная грива)
Чей это хвост? (это лошадиный хвост)
Чьи это глаза? (это лошадиные глаза)
Чьё это туловище? (это лошадиное туловище).
Молодцы! Давайте с вами встанем в круг и вместе расскажем стихотворение, повторяйте за мной движения:
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь (ходьба по кругу на носочках,
Лягу и в кольцо свернусь (присесть на корточки,
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться (встать, потянуться на носочках).
Я легко с дивана спрыгну (прыжок на месте,
Спинку я дугою выгну,
И из блюдца молоко полакаю язычком (наклоны вниз).
Итог занятия. Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о домашних животных). Как вы думаете, кто из ребят хорошо знает домашних животных? А их детенышей? Жилища?