Марина Посохова
Конспект занятия по формированию математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Какие бывают часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию математических представлений
Подготовительная группа «Какие бывают часы»
Цели:
Познакомить детей с часами и их назначением. Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа.
(Познавательное развитие)
Публикация «Конспект занятия по формированию математических представлений для детей подготовительной к школе группы „Какие бывают часы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Закрепить представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. (Речевое развитие)
Воспитывать желание помогать друг другу.
Развивать логическое мышление, память
Продолжить учить произносить тихо, громко, быстро-медленно.
Продолжить учить правильно, согласовать текст и движения.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Формы организации : групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игра с речевым сопровождением.
Оборудование: картинки с изображением различных часов (настенные, напольные, наручные, настольные). Картинки с изображением петуха, одуванчиков, кувшинок. Макет часов с движущимися стрелками (по количеству детей). Шифрограмма. Длинные шнурки 8 шт. (для изображения маршрута). Мяч. Карточки домики (состав числа из двух меньших чисел, «зашифрованные слова», карточки с примерами, р/и «Логические блоки», набор цифр.
Ход занятия
Организационный момент.
Каждому ребенку дается карточка домик (состав числа из двух меньших чисел). Ребята находят нужную цифру на столе. Воспитатель слушает каждого ребенка. После этого дети садятся за столы.
5 2
Воспитатель.
Ребята сегодня я познакомлю вас с прибором для измерения времени, а как он называется, вы узнаете получив подсказку. Дети работают с шифрограммой, читают ответы и высказывают свои предположения.
Шифрограмма представлена в виде алфавита. Каждая буква алфавита имеет порядковую цифру. С шифрограммой дети знакомятся на предварительной работе. Сначала учатся раскодировать слова, затем сами кодируют. Дети, которые не умеют читать, работают с педагогом или детьми, которые читают.
25 1 19 29
Ч А С Ы
Воспитатель.
-Правильно, это часы. Как вы думаете, зачем они нужны? Выслушивает ответы детей и показывает разные часы.
-Как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене (настенные, стоят на столе (настольные, носят на руке (наручные, стоят на полу (напольные). – Чем отличаются, часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, разными по длине стрелками). Чем похожи? (На всех часах есть стрелки, цифры, все они показывают время).
Рассказ и показ воспитателя.
-Стрелки прикреплены к циферблату в центре, а по кругу циферблата стоят цифры. На самом верху циферблата стоит число 12, а дальше по кругу: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11. Давайте, повнимательнее рассмотрим стрелки часов.
Чтение стихотворения:
Часовая стрелка
Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
Ведет с собою нас.
-Другая стрелка длинная, она бежит по циферблату быстрее часовой и показывает минуты.
Минутная стрелка,
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка,
Длинна ты и быстра.
Отсчитывать минутки
Это ведь не шутки!
-Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до, следующей. Для того чтобы узнать, который сейчас час, надо посмотреть, как расположены стрелки.
- Я поставлю обе стрелки на 12. Сейчас на часах ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставлю на цифру 1, а длинную минутную на 12. Часы показывают ровно 1 час.
Воспитатель передвигает часовую стрелку по кругу, показывая за часом час. При этом просит детей рассказать, как должны быть расположены стрелки. Спрашивая о времени обращает внимание детей на то, как правильно нужно ставить вопросы: - Сколько времени? - Который час?
Физкультминутка
Часы с кукушкой
Живет в резной избушке (складывают руки над головой)
Веселая кукушка. (делают пружинку)
Она кукует каждый час (показывают, как кукует кукушка)
И ранним утром будит нас. (руки в стороны, тянутся вправо, влево)
Живет кукушка не в лесах, (маршируют на месте)
А в наших стареньких часах! (складывают руки над головой)
- В часах, изготовленной в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку, напоминая нам который сейчас час.
- А который час на ваших часах? Сейчас каждый из вас самостоятельно определит время на своих часах. У каждого из вас есть карточка с примером (у каждого ребенка свой пример).
-Решите эти примеры, и вы узнаете который час. На макете часов каждый укажет свое время.
Воспитатель.
-Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми? Давайте представим, что мы туристы и отправимся в поход.
Игра «Логические блоки»
(карточка схема)
величина форма цвет
Ребята читают карточки-схемы, каждый находит свою фигуру. На полу схематично нарисован лабиринт, который ребята преодолевают читая символы, всего три пути. (1путть - величина, 2 путь - форма, 3 путь - цвет)
1.(гриб - маленькая фигура, дом большая фигура)
2. (форма)
3. (цвет) красный желтый синий
В конце пути ребята находят карточки, на которых изображены – петух, одуванчик, кувшинка.
-Сейчас мы с вами сделаем привал. Вы присаживайтесь на травку и послушайте, что я вам расскажу о природных часах.
Рассказ воспитателя
В старину люди заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз – примерно в четыре часа утра. Так Петя-петушок, стал живыми часами для людей.
-Слышали ли вы о цветочных часах?
Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики раскрываются в пять часов утра, а к двум – трем часам дня они гасят свои фонарики. Одуванчики – это часы луговые. А вот кувшинки – часы речные. Недаром их называют «часами туристов». В семь часов утра они открывают свои белоснежные лепестки и поворачиваются в течение всего дня за солнцем.
Подведение итогов
Игра с мячом (дети встают в круг).
Какие виды часов вам знакомы?
Для чего нужны часы?
Что нам показывает минутная стрелка?
Что показывает часовая?
Какие «природные» часы вы знаете?