Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе

Людмила Котова
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе

Тема «Звуки д, д'»

НАШИ ДРУЗЬЯ — ДЕДУШКА ДОМОВОЙ И ДОМОВЕНОК

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Вырабатывать правильную артикуляцию звуков д, д'.

2. Формировать умение характеризовать артикуляцию звуков д д' по представлению с опорой на символы.

3. Закрепление чёткого произношения звуков д, д' в слогах, словах, фразах.

4. Расширение и активизация лексического запаса.

5. Выделение звуков д, д' из слов, определение позиции.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия.

7. Практическое усвоение сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».

8. Развитие подвижности мышц языка, дыхания, общей и мелкой моторики.

9. Упражнять в умении образовывать существительные Род. падежа.

10. Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Продолжать воспитывать навыки общего и речевого поведения, воспитывать выдержку.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Сковорода, ведро, кадушка, дуршлаг, селёдочница, дыня, дуб, духи, дверь, дым, душ, дятел, диван, деньги, девочка, смородина, холодильник.

МАТЕРИАЛ. Игрушки Домовенка, Домового, дом, город, звуковые домики, диктофон, зеркала (6 шт., символы губ, языка, предметы: фигурки «Девочки», «Мальчика», камень, вата, петушок, медвежонок, каритнки на д, д', колокольчики (6 шт., «Чудо-дерево», картинки посуды (сковорода, дуршлаг, ведро, селедочница, кадушка, домики с тремя окошками для обозначения позиции звука, цветовые сигналы звуков (пеналы, картинки для звукового анализа «Дом» (6 шт.).

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Мы строители:

Тук-тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей,

Дом большой и видный вышел.

Кто-то приглашает нас в дом, да ребята?

Фоноритмика звука д. Да (дети соглашаются). Зайдём в дом, сядем, отдохнём.

II. Сообщение темы занятия.

Выделение звука д из слов домовой, домовенок, дом и звука д' из слова дедушка.

Я знаю, кто приглашает – Домовенок и дедушка Домовой.

Какой первый звук вы услышали в словах дом, домовой?

А в слове дедушка? Вы догадались какие звуки мы будем изучать?

Сегодня вместе с ними будем изучать звуки д, д'.

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам.

Послушайте, как произносятся звуки д, д' (включается диктофон).

Что делают губы, когда мы поизносим звук д?

Что делает язык?

Что делают губы, когда мы поизносим звук д' ?

Где находится язык?

Один из детей даёт полное описание артикуляции звуков д, д' опираясь на символы.

ИГРА «ВЫБЕРИ НУЖНЫЙ ПРЕДМЕТ»

Логопед предлагает детям парные предметы:

Девочка – мальчик

Камень – вата

Петушок – медвежонок

Выбирая один из предметов, дети дают характеристику звуку д, д'.

Мальчик – согласный звук

Камень – твёрдый звук

Петушок – звонкий звук

Мальчик – согласный звук

Вата – мягкий звук

Петушок – звонкий звук

В каком домике живёт тв. звук д? Кружочком какого цвета обозначается тв. звук?

В каком домике живёт мягкий звук д'? Кружочком какого цвета обозначается мягкий звук?

Обозначение цветовыми символами.

IV. Развитие фонематического восприятия

Догадайтесь, какая любимая игрушка у Домовенка.

За ширмой звенит колокольчик.

Домовенок хочет с вами поиграть. Возьмите колокольчики.

Я буду называть слова, если услышите звук д, позвоните в колокольчик, если в слове будет звук д' покажите кулачок.

Слова: вода, дом, буквы, дерево, дым, диван, танк, дятел, подарок, деньги.

Игра «Поймай звук».

Произношение звуков д, д' в слогах

Повторим звон колокольчика: дан-дон-динь (тихо, дон-дан-дон (громче).

Да, дя, да – моет руки нам вода.

(чередование кулаков и ладоней)

Ды, ди, ды – мы не можем без воды.

(замок – ладони)

До, дё, дой – моем мы лицо водой.

(пальчики здороваются)

Ду, дю, дуй – сильно на руки подуй

(длинный ветерок).

Идём во двор. (язык широкий, движения пальчиками).

Во дворе растёт высокое дерево (язык вверх, руки вверх).

У дерева корни длинные (язык вниз, руки вниз).

Вокруг дерева обошли и увидели «Чудо-дерево» (круговые движения языком, и пальцем).

Посмотрите внимательно. Найдите картинки, в названии которых есть звук д.

(Дыня, дуб, духи, дверь, дым, душ). Во дворе растёт волшебный цветок. Положим на его листочки картинки с предметами, где звук д слышится в середине?

Кому мы их подарим? Дедушке или домовёнку? Почему?

Найдите картинки, в названии которых есть звук д'.

(Дятел, диван, деньги, девочка, смородина, холодильник).

В каких словах звук д' слышится в середине? Кому мы их подарим? Почему?

Физминутка. Дедушка Домовой приглашает нас в дом.

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем.

Чтение стихотворения сопровождается действиями.

У Домовёнка и дедушки Домового на кухне много посуды.

Показ картинок сковорода, дуршлаг, селёдочница, ведро, кадушка.

Найти место звука д в словах.

Они хотят узнать, какие мы внимательные. Поиграем в игру «чего не стало?». Закрыли глазки (убирается одна картинка, дети отгадывают и т. д.).

Практическое усвоение сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы»

Логопед раздает картинки детям

Для чего нужны сковорода, ведро, кадушка, дуршлаг, селёдочница?

Дети составляют предложения:

Сковорода нужна, чтобы жарить котлеты.

Дуршлаг нужен, чтобы промывать крупу.

Селёдочница нужна, чтобы класть селёдку.

Кадушка нужна, чтобы солить огурцы.

Ведро нужно, чтобы наливать воду.

Звуковой анализ слов домик.

Угадайте, какое слово любит домовёнок и дедушка домовой.

Игра «Поймай словечко».

Логопед: д, о, м, и, к. Выложите звуками слово ДОМИК.

Проводится анализ: какой 1-ый, 2-ой, 3-ий звук в слове?

Сколько всего звуков?

Какой звук стоит в начале? в конце?

Сколько всего гласных звуков?

Сколько слогов?

Сколько согласных звуков?

Итог занятия:

Какие звуки помогли подружится с домовёнком и дедушкой домовым?

Вспомните и назовите слова на звук д, д'. Что интересного было на занятии?

Дать индивидуальную и дифференцированную оценку деятельности детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово»Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Дидактическая игра «Разбери слово». Для детей 5-7лет. Цели: • Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового.

Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза.Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза. Дидактическая игра “Разноцветные гаечки»В логопедической работе я использую большое количество дидактических игр. Хочу вам представить.

Игры на развитие навыка звукового анализаИгры на развитие навыка звукового анализа Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте: -выделение (узнавание).

Консультация-презентация для воспитателей «Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников». Консультация – презентация для воспитателей Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников для успешного овладения грамотой (.

Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение навыков звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у.

Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей.

Обучение грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Я» Обучение грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой Я» Задачи: -Познакомить с гласной буквой Я; -составлять предложение.

Сундучки для звукового анализа в начале слов.Сундучки для звукового анализа в начале слов. Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа в начале слова. Для детей 4 – 6 лет. Материал : сундучки красного, зеленого, синего.

Занятие по коммуникации (обучение грамоте) в подготовительной группе «Звуки [Т] и [Т’]» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Визинга. Занятие по коммуникации.

Значение звукового анализа слова — основа для ознакомления с буквами и обучение чтению Многие дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 15 октября 2016 в 15:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий досуга по развитию речи в младшей группе с участием родителей «Чудеса в...
Восп. -Закройте, детки, глазки… Окажемся мы в сказке( мелодия волшебная) Открываем мы глаза ( открылся занавес, за ним «Замок» баннер) - Что за чудеса!...
Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного...
Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи ●продолжаем знакомство с природными явлениями...
Фотоотчёт зимнего развлечения «Заморожу» для детей 5–6 лет
Фотоотчёт зимнего развлечения "Заморожу" для детей 5-6 лет. Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством подвижных игр на...
Формы сотрудничества по преемственности школы и детского сада
Формы сотрудничества по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения в ГДО МОКУ «Олекминская СОШ» и начальной школе МОКУ «Олекминская...
Комплексно-тематическое планирование «Неделя спорта и здоровья» для средне-старшей...
Дата: с 21. 01. по 25. 01. Тема: Неделя спорта и здоровья. Задачи: расширять знания детей о различных видах спорта; формировать интерес к физической...