Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Волшебная соль» (старшая группа)

Наталья Давыдова
Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Волшебная соль» (старшая группа)

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей „Волшебная соль“ (старшая группа)» размещена в разделах

Предварительная работа.

- Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

- Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

- Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

- Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

- Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Воспитатель:

- По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему.

- С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

(Звучит музыка. Один ребенок входит с хлебом – солью.

Подходят к гостям с поклоном. Подаёт хлеб.)

Воспитатель:

- Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.

(Дети рассаживаются на стулья за столы)

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

"Будет интересно!”

-- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моей чудесной шкатулке.

(Появилась шкатулка).

- Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна. (СОЛЬ)

- Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, это не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.

- Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести самостоятельное исследование.

- А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с солью.

- Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль?

- Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем.

ОПЫТ № 1 Влияние соли на лёд.

- Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.

Вывод : соль растапливает лёд!

Игра «Соленый - несоленый».

- Давайте немного отдохнём и поиграем.

(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

ОПЫТ № 2 Имеет ли соль запах?

Предложить детям понюхать соль.

Вывод : соль не имеет запаха!

Опыт № 3 Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?

Соль похожа на порошок. Но если внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст. (рассматривания соли через лупу)

Вывод : соль похожа на порошок, состоит из маленьких кристалликов

Опыт № 4 Какая соль на вкус?

Дети пробуют кристаллик соли на вкус.

Вывод : Соль - солёная!

Опыт № 5

А теперь сделаем такой опыт. В стаканчиках вода, в одном -солёная, а в другом - пресная. Возьмите картофелину и опустите её сначала в пресную воду. Что происходит с клубнем? (он тонет) А теперь - в солёную воду. Теперь, что происходит? (картофелина в солёной воде не тонет) .

Вывод : в солёной воде картофелина (предметы)не тонет.

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И команды выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Да, осмотром я довольна,

Из ребят никто не болен.

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

-А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз.

А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Опыт № 6

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

Вывод : соль растворяется в воде.

Итак, ребята, что мы сегодня узнали о соли?

(соль растапливает лёд,соль не имеет запаха, соль похожа на порошок, состоит из кристалликов, соленая на вкус, растворяется в воде и вода, насыщенная солью держит предметы на плаву.

Публикации по теме:

НОД «Волшебная соль»НОД «Волшебная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в.

Исследовательский проект «Волшебная соль» Актуальность: Дети дошкольного возраста очень любопытны и они настроены на познание окружающего мира. Данный проект создан для знакомства.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность Программные.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебная соль» Конспект занятия познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе по теме «Волшебная соль» Задачи: 1. Воспитывать.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Школьный урок» Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе. Задачи: Развивать произвольное внимание, память, мелкую.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста по сказке «Маша и медведь» Программное содержание: Развитие слухового и зрительного восприятия, развития целенаправленного внимания и наблюдательности, развития слуховой.

Проект «Волшебная соль» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык» городского округа город.

Исследовательский коллективный проект «Волшебная соль» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Аленушка» Проект Тема: «Волшебная соль».

Эта Волшебная Соль (мастер-класс) Тема: Эта волшебная соль Цель: приобщение детей и родителей к совместной деятельности, привлечение родителей к активному участию в жизни.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет) Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая Цель: изучить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Волшебная соль» (старшая группа)
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 00:21
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД