Людмила Ханукаева
Конспект занятия по формированию элементарно математических представлений для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию математических представлений у дошкольников
в подготовительной группе. для детей с ОНР
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарно математических представлений для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Программные задачи: продолжать знакомить детей с новейшими техническими средствами – мобильным телефоном, компьютером. Расширить представление детей о значении выражений: «компьютерная сеть», и «компьютерный вирус», «компьютер «завис».
Закреплять свойства геометрических фигур (сенсорные эталоны).
Упражнять в ориентировке на листе в клетку. Упражнять в составлении и решении арифметических задач, упражнять в счете десятками. Упражнять в умении самостоятельно выкладывать изображения по схеме. Соотносить цвет – длину – число, использовать различные способы сравнения по длине. Продолжать осваивать состав числа. Активизировать мышление, нацеливать на самостоятельный поиск ответа, на вопрос, побуждать детей делать собственные открытия. Развивать устойчивое внимание, логическое и пространственное мышление, укреплять память, активизировать мыслительный процесс.
Развивать речевое дыхание.
Воспитать положительное отношение к сверстникам.
Развивать нравственно-волевые качества, целеустремленность и настойчивость.
Групповая комната разделена на две самостоятельные зоны.
Оборудование: Компьютер; компьютерная математическая игра; цифровые карточки; мобильный телефон; палочки Кюизенера; счетный материал; «Танаграм»; «Колумбово яйцо»- по количеству детей; логические карточки; сенсорные игровые карточки – таблицы многофункционального использования; цветная бумага; ножницы; карандаши; трафареты.
Ход занятия.
-Ребята, я сегодня хочу познакомить вас с компьютерной игрой «Город геометрических фигур».
(На большом столе стоит компьютер, рядом с компьютером располагаются карточки с цифрами. Воспитатель включает первый уровень компьютерной игры «Город геометрических фигур»).
Задание на мониторе: сосчитать лягушат в озере.
Воспитатель предлагает детям поочередно сосчитать количество вынырнувших лягушат из озера. Одновременно предлагает выбрать карточку с цифрой, определяющей данное количество лягушат. По просьбе взрослого, ребенок имеющий опыт пользования компьютером, использует для подтверждения ответов детей манипулятор «мышь».
Когда у всех детей в наличии имеется по одной карточке, воспитатель искусственно «выключает» игру.
-Ребята, как вы думаете, что случилось?
(Ответы детей).
Воспитатель побуждает детей на поиски причин отключения компьютера.
Звонок мобильного телефона.
Воспитатель рассказывает детям, что поступило сообщение на мобильный телефон, от королевы компьютерных знаний, в котором она информирует детей о том, что в компьютерную сеть проник вирус, компьютеры «зависли» - не выдают нужную информацию. Сейчас «вирус» разрушает игру и пытается уничтожить ее полностью. Королева компьютерных знаний просит ребят спасти игру и очистить программу от «вируса».
Воспитатель сообщает детям условия:
Что бы попасть в игру, детям необходимо превратиться в компьютерных героев, и проникнуть в компьютерную «сеть».
-Вы должны разгадать секретный код, назвав соседей той цифры, которая указана на вашей карточке.
Дети называют цифры.
Воспитатель сообщает детям, о том, что секретный код разгадан, и дети попадают в компьютерную игру.
Раздается электронная музыка и голос королевы компьютерных знаний.
-Внимание! Внимание!
Вы попали в компьютерную сеть!
Опасность! Опасность!
Вирус разрушил первый уровень!
И если он доберется до города Геометрических фигур, игра будет уничтожена!
Ребята, до города Геометрических фигур я предлагаю добраться на поезде (на столах у детей лежат палочки Кюизенера).
Задание: Воспитатель говорит о том, что вирус разрушил поезд и предлагает детям построить его в порядке увеличения размеров «вагонов» - от самого короткого белого, до самого длинного оранжевого. Затем, воспитатель предлагает фигурки, поместить на вагончик соответствующий номеру карточки у ребенка. Дети определяют количество вагонов, стоящих впереди.
Таким образом, они отправляются на следующий уровень игры.
-Дети, мы приехали на «виртуальное поле» игры.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель предлагает, используя атрибутику «виртуального поля, придумать и решить арифметические задачи. Записать действия этих задач используя большие кубики.
На ковре выложена дорога из логических карточек.
На каждой карточке дано задание на развитие логического мышления. (Игра «Назови, что лишнее»).
Дети определяют, какое изображение на карточке является лишним, и объясняют почему.
Воспитатель сообщает детям, что они подошли к подступам города, где их должны были встретить стражи города. Но вирус разрушил их и теперь задача детей восстановить их образы. (Дети составляют по образцу заданные фигуры. Использовать «Танаграм», «Колумбово яйцо»)
Звучит музыкальный сигнал, оповещающий детей о том, что этот уровень игры освобожден от вируса, и что, наконец, путь в город открыт.
В городе Геометрических фигур находятся многоэтажные дома (сенсорные игровые карточки-таблицы многофункционального использования).
Воспитатель знакомит детей с таблицами.
-Дети, каждый дом состоит из десяти этажей и из четырех подъездов. Этажи мы будем называть рядами, а подъезды столбцами. На каждом этаже находятся «квартиры», мы их будем называть клетками. В каждой клетке-квартире живут геометрические фигуры.
Дети выбирают себе дома и проверяют в них наличие вируса, решая игровые задачи:
• Сколько всего квадратов (овалов, кругов, треугольников?
• Сколько маленьких квадратов?
• Каких фигур больше по цвету?
• Сколько больших (маленьких фигур в определенном столбце или ряду?
• Найди фигуру по адресу: второй ряд, третий столбец. - Дай полную характеристику фигуры.
• Найди фигуру по адресу: назови другие фигуры, которые ее окружают (справа, слева, сверху, снизу, в правом верхнем углу и т. д.).
Найди фигуру по адресу. Определи, какая фигура находится на
второй (3,5) клетке выше (ниже, правее, левее и т. п.).
Затем воспитатель предлагает найти адрес пустой клетки.
Дети называют его. Воспитатель сообщает детям о том, что геометрическая фигура была уничтожена «вирусом». Предлагает детям вырезать из самоклеящейся бумаги геометрические фигуры по желанию детей и приклеить в пустую клетку.
Раздается голос Королевы компьютерных знаний:
-Внимание! Внимание!
Вирус уничтожен!
Игра спасена!
Город Геометрических фигур восстановлен!
Воспитатель предлагает детям «выйти» из игры и вернуться в детский сад. Дети подходят к компьютеру и обнаруживают, что игра действительно восстановлена.
Воспитатель предлагает по желанию детей продолжить игру у компьютера.