Ольга Глинина
Конспект занятия по рисованию в технике монотипии «Деревья смотрят в озеро»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию
(рисование в технике «монотипия»)
Подготовительная к школе группа
Воспитатель: Глинина Ольга Николаевна
Цель: формировать умение строить композицию рисунка.
Публикация «Конспект занятия по рисованию в технике монотипии „Деревья смотрят в озеро“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Задачи.
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (зеркально симметричных) изображений (монотипия). Расширять возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.
Совершенствовать технику рисования акварельными красками, используя при этом смешивание красок.
2. Развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие и творческую фантазию.
3. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Используемые материалы.
Раздаточный:
- белые листы бумаги формата А - 4 (на каждого ребенка);
- акварельные краски (на каждого ребенка);
- кисточки разных размеров (широкая, узкая) (на каждого ребенка);
- палитра (на каждого ребенка);
- баночки с водой (на каждого ребенка);
- клеенка, салфетка (на каждого ребенка).
Демонстрационный:
- репродукции картин: И. И. Левитан «Золотая осень»; М. В. Нестеров «Осенний пейзаж»;
- запись произведения композитора: А. Джойс «Осенний сон»;
- мультимедийное оборудование;
- алгоритм выполнения техники монотипия.
Методы и приёмы.
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- практические (создание пейзажа, игровая ситуация с использованием художественного слова - ТРИЗ).
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, репродукций, художественных открыток,
знакомящих с осенними пейзажами известных художников (И. И. Левитан,
М. В. Нестеров).
Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья,
отражающиеся в воде.
Наблюдение за деревьями на прогулке.
Экспериментирование с отражением в зеркале. Знакомство с зеркальной
симметрией. Наблюдение на прогулке за отражением в лужах.
Разучивание стихов и песен об осени.
Прослушивание музыкальных произведений русских композиторов
(П. И. Чайковский, А. С. Аренский).
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я предлагаю вам поговорить о самом красивом времени года – осени.
Если листья на деревьях пожелтели.
Если птицы в край далекий улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года осенью зовется!
Игра «Хорошо - плохо» (о приметах осени).
2. Основная часть.
Ребята, вашему вниманию представлен слайд, на котором изображена картина Исаака Левитана «Золотая осень».
Слайд №1.
Скажите, пожалуйста, какой жанр живописи изображен? Что такое пейзаж?
Расскажите, пожалуйста, стихи о пейзаже.
Ребенок.
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Ребенок.
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…пейзаж!
Какое время года вы видите на картине? Почему вы так считаете?
Какие краски использовал художник?
Художники - пейзажисты очень любят природу и любуются ею в разное время года и в разную погоду. Они не просто срисовывают то, что им понравилось в лесу, поле, парке, а делают сначала небольшие зарисовки, наброски - то хоровод тоненьких белоствольных березок, то толстое дерево с искривленным стволом, а уже затем добавляют цвет.
Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд.
Художник Михаил Нестеров изобразил золотую осень в водном отражении, как будто деревья и кустарники посмотрели в зеркало. Природа кажется застывшей в своем холодном спокойствии. Не шелохнется и отражение в воде, но если внимательно приглядеться, то вдруг все оживает. Мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку…
Слайд № 2.
Как сказал белорусский поэт Анатолий Болутенко
Какая гладкая река! Чиста от ряби, словно льдина,
В ней бал справляют облака, для взора чудная картина.
Двойные будто берега: один действительный, реальный,
В воде деревья и луга, другой, как в сказке, виртуальный.
Река такая не всегда, как горы, могут быть в ней волны,
Сейчас пленяет красота, вокруг пейзажи ею полны.
В своем стихотворении поэт как раз описал то, каким красивым может быть отражение в воде. И мы попробуем, изобразить пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду», но необычным способом, а волшебным.
Подумайте и скажите, пожалуйста, как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде.
(Дети высказывают свои соображения).
Сегодня, я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования (зеркально симметричных) изображений (монотипия). Монотипия - это способ рисования на «мокрой» бумаге. Техника выполнения этого способа представлена на слайдах.
Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначаем линию сгиба, раскрываем листок. Лист располагаем так на столе, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода- озеро, река…
Слайд № 3.
Очень быстро и аккуратно смачиваем бумагу под линией сгиба водой широкой кистью, добавив немного синей краски. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.
Слайд № 4 и № 5.
Затем рисуем дерево в верхней части листа - ствол потолще, рисуем широкой кисточкой; ветки – потоньше - рисуем узкой кисточкой. Прорисовываем крону дерева, листву разным цветом, соответствующим времени года – осени.
Слайд № 6.
Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы дерево «окунулось» в воду, раскрываем лист. Что мы видим?
(Ответы детей).
Да, правильно, рисунок отпечатался на другую поверхность. Получилось два дерева : одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в озеро. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Это многослойная монотипия - увлекательное и интересное занятие.
Слайд № 7.
Ребята, хотите стать волшебниками?
Чтобы начать творить волшебство, нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Физминутка.
Маленькие листики тихо сидят,
Глазки закрыли, крепко спят,
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел,
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал, к земле листики прижал.
Улыбнулись друг другу. Подарили хорошее настроение. Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза и представьте каждый свое чудесное творение. Открываем глаза и приступаем к волшебству.
Смачивать лист и рисовать деревья нужно быстро и аккуратно, чтобы получилось отражение. Если бумага будет сухой, то отражение не получится. Такое чудесное время года, как осень, позволяет проявить фантазию для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге. Может быть кто – то из вас нарисует птиц, опустевшие гнезда, траву, листья, осенние цветы, облака или дождь.
Во время рисования звучит пьеса «Осенний сон» Арчибальда Джойса.
3. Рефлексия.
Ребята, вы сегодня были маленькими художниками - волшебниками.
Вам понравилось творить чудеса?
(Ответы детей).
Оформление выставки «Осенние переливы».
Посмотрите, пожалуйста, какие красивые, необычные пейзажи вы выполнили.
Пришло время включить свою фантазию и разгадать, что же у нас получилось. Ведь вы еще не волшебники, а только учитесь.
Мы будем и дальше продолжать рисовать в технике «монотипия», и создавать разные волшебные образы (бабочки, динозавры, цветы и многое другое).
Сегодня наше волшебство закончилось. Спасибо большое, молодцы!
Используемая литература.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
2. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 144 с. : цв. вкл.
3. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» : учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие») : учебно-методическое пособие. – М. : Издательство «Цветной мир», 2014. – 216 с. перераб. и доп.