елена матвейченко
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Сказка о бедной единичке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики «Крым «Детский сад комбинированного вида
№ 55 «Хрусталик»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию на тему презентации занимательного материала по математике
«Сказка о бедной единичке»
Воспитатель: Матвейченко Е. А.,
соответствует занимаемой
должности, педагогический стаж
– 27 лет
2016г.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Сказка о бедной единичке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Конспект занятия по математике в подготовительной группе.
Тема: «Сказка о бедной единичке». Решение примеров на +1.
Цель: закрепить прямой и обратный счет, учить определять порядок расположения чисел (возрастание, убывание); упражнять в скорости пересчета предметов и обозначении множества предметов соответствующим числом; повторить способ образования последующего числа путем добавления единицы; упражнять в определении последующего числа в подвижно – дидактической игре «Назови последующее число»; активизировать логико-математическое мышление, учить отвечать на проблемные вопросы (о числах, о знаках); закрепить понятие о знаках «больше», «меньше», «равно», умение подставлять подходящее число в незаконченном примере на сравнение; вспомнить значение знака «плюс» (увеличение множества); познакомить детей со сказкой «Про бедную единичку», учить решать примеры на +1, используя знания об образовании последующего числа; добиваться от детей точности выполнения инструкций, формировать навыки учебной деятельности; прививать интерес к знаниям математикой.
Пособия:
Демонстрационный материал : карточки с числами - 3…7; 6…2; 4…8; 7…1; 6 кругов, цифры от 1 до 10, мяч, иллюстрации к сказке.
Раздаточный материал : кассы цифр, по 5 геометрических фигур (круги) и 1 фигура спрятана под тарелочкой, знаки «больше», «меньше», «равно», «плюс».
Ход знания:
1 часть (10 минут)
- Ребята, сегодня на занятии по математике мы познакомимся с волшебной сказкой. Но, прежде чем, вы ее услышите, давайте ответим на главный вопрос: «Без чего мы не сможем заниматься математикой?». А подсказка ответа лежит у нас на столах в кассах.
Ответ: Без чисел.
- Сегодня вы услышите сказку, в которой числа оживут. А пока что, посмотрите на карточку на столе и на доске, и выложите только пропущенные числа, 3 и 7 выкладывать не надо.
Один ребенок работает у доски, остальные за столами выкладывают пропущенные числа от 3 до 7.
- Назовите пропущенные числа.
Ответ: 4, 5, 6.
- Как расположены числа-в порядке возрастания или в порядке убывания?
Если дети затрудняются ответить на вопрос, то педагог задает дополнительный: «Первое число-самое наименьшее или самое наибольшее? Значит, как расположены числа в порядке возрастания или в порядке убывания?»
Воспитатель предлагает убрать все числа в «свои домики», в кассы и посмотреть на следующую карточку.
-Выложите только пропущенные числа, 6 и 2 выкладывать не надо.
Дети выкладывают ряд пропущенных чисел от 6 до 2, один ребенок работает у доски. Педагог предлагает назвать все числа и ответить на вопрос:
-Как расположены числа-в порядке возрастания или порядке убывания?
Ответы детей. Если вопрос снова вызывает затруднение, то педагог задает дополнительные вопросы.
Аналогично выполняются еще 2 задания по карточкам «4…8», «7…1» с определением возрастания или убывания числового ряда.
Воспитатель хвалит детей за выполненную работу и предлагает выполнить следующее задание.
-Надо выложить все геометрические фигуры из тарелочки на стол, подравнять их в колонку, пересчитать и обозначить соответствующим числом.
Дети выполняют задание за столами, один ребенок работает у доски.
-Почему рядом с фигурами вы положили число 5?
Ответ: Потому, что 5 кругов.
-Сейчас, наша пятерка хочет превратиться в свое следующее число. Какое это число? (быстрый ответ). Поменяйте 5 на 6.
Дети убирают 5, выкладывают 6.
-Но кругов по-прежнему 5. Как их превратить в 6. (ответ).
Дети добавляют 1 круг (берут его из-под тарелочки). Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и предлагает превратиться в маленькие самолетики, расправить «крылья» (развести руки в стороны) и перелететь на ковер. На ковре «самолеты» опускают крылья и ловят мяч с дозаправкой топливом.
Физкультурная минутка в виде подвижной игры:
Подвижно-дидактическая игра «Назови следующее число».
Воспитатель бросает мяч первому ребенку и говорит: «Шесть, назови последующее число». Ребенок называет и бросает мяч воспитателю. По окончанию игры дети – «самолеты» «расправляют» крылья и возвращаются на свои места.
2 часть (10 минут).
- В начале занятия вы ответили на сложный вопрос, что без чисел мы не сможем заниматься математикой. А без чего числа не смогут сравниваться друг с другом?
Ответ: без знаков.
-Какие знаки для сравнения вы знаете?
Ответ: знаки «больше», «меньше», «равно».
-Сейчас, с помощью одного, одинакового у всех, числа и знака, у вас появятся разные примеры. Надо выложить число 8 и знак «больше». Чтобы закончить пример подставьте подходящее число.
Дети выполняют задание и читают получившиеся примеры. Аналогично выполняются еще два задания с заданным началом: 2 «меньше»… и 3 «равно»… .
-Спасибо говорят вам знаки. Но в математике есть один знак, который может увеличивать любое число. Что это за знак?
Ответ: это знак «плюс».
-Правильно, это знак «плюс», с помощью которого и произойдет волшебное превращение в сказке про бедную единичку. А, в сказку, мы тоже отправимся на самолете.
Физкультурная минутка с гимнастикой для глаз.
Дети, стоя за стульчиками произносят слова и выполняют движения физкультурной минутки «Самолет» :
Пролетает самолет (развести руки в стороны,
С ним собрался я в полет (руки в перед,
Правое крыло отвел, посмотрел (правую руку в сторону и повернуть голову в право,
Левое крыло отвел посмотрел (левую руку в сторону и повернуть голову в лево,
Я мотор завожу (круговое вращение руками перед собой)
И внимательно гляжу-поднимаюсь ввысь, (руки вверх, лечу,
Возвращаться не хочу (покружиться с расставленными в сторону руками).
-Но возвращаться надо, потому что нас ждет обещанная сказка.
3 часть (10 минут)
Дети садятся на свои места, успокаиваются и воспитатель открывает шторки на доске и начинает рассказывать сказку : «Жила-была маленькая единичка…» Полный текст сказки см. в «Приложении».
-Прослушав такую интересную сказку, вы научились решать примеры на «+1» быстро, легко и просто. Сейчас мы это повторим –любой пример, с какой-нибудь ступеньки, «спрыгнет» к вам на стол. Например, я закрываю (или вытираю с доски) ступеньку №5, а вы выкладываете пример: «5+1». Подумайте, какой будет ответ и закончите пример самостоятельно.
Дети выкладывают пример и решают его, кто-то зачитывает весь пример с ответом. Аналогично дети решают еще 3-4 примера.
Воспитатель подводит итог знания (отмечает хорошую работу детей, вспоминает о том, как дети отвечали на вопросы, выполняли сложные задания и научились решать трудные примеры до десяти). Предлагает не забывать «Сказку про бедную единичку» и продолжить решать примеры на следующем занятии.
Приложение:
«Сказка про бедную единичку»
«Жила-была единичка. Жила она в маленьком, аккуратном домике. Рядом с домиком, на клумбе, росли чудесные цветы за которыми ухаживала единичка. Домик стоял у подножия высокой-превысокой горы, а на вершине этой горы стоял прекрасный королевский дворец. Во дворце, в самом огромном и просторном зале, на возвышении, стоял трон. А на троне восседала королева Десятка. На голове у неё красовалась золотая корона, ей прислуживали многочисленные придворные дамы и кавалеры. Снизу вверх, к королевскому дворцу вела длинная предлинная лестница, на каждой ступеньке которой стоял охранник в виде цифры. А маленькая, бедная единичка, иногда с грустью поглядывала на самую вершину горы и видела, как в королевском дворце, на королевском троне восседала королева Десятка. Единичка мечтала хоть один раз, хоть на миг попасть в этот шикарный королевский дворец и хоть раз, хоть на миг стать королевой и посидеть на королевском троне, чтобы тебе прислуживали придворные дамы и кавалеры. Но для этого надо подняться по ступенькам длинной-предлинной лестницы. А чтобы встать уже на вторую ступеньку, и охранник в виде цифры 2 тебя пропустил, надо стать цифрой ДВА. Затем, чтобы стать на третью ступеньку – надо стать ТРОЙКОЙ. И так до самого верха. Единичка не знала, как осуществить свою мечту и от того расстраивалась, а иногда даже горько плакала. Вдруг, её слезы услышала её сестричка, тоже единичка, но единичка не простая, а единичка – волшебница. В руках у неё была волшебная палочка в виде знака «плюс». Она спустилась к своей бедной сестричке на серебристом облачке и сказала : «Не печалься, я тебе помогу. С помощью знака «+» и моих помощниц единичек я к каждому числу – охраннику, стоящему на ступеньке, прибавлю 1, т. е. увеличу число на единицу. И тогда каждое число превратится в своё последующее число и сможет подняться на ступеньку выше».
И волшебство началось. Встала бедная единичка на первую ступеньку. К ней подошла волшебница, написала волшебным мелом «+1» и получился пример (читаем его хором) «1+1». Сколько будет «1+1»? Дети отвечают: «Два». Вот и превратилась наша единичка в своё последующее число, т. е. в двойку и поднялась на ступеньку выше
Теперь волшебница подошла к числу – охраннику 2, написала «+1» и получился следующий пример «2+1». А ответом будет число – последующее для двойки – т. е. три. А тройка уже стоит на третьей ступеньки и к ней дописывают «+1». Три превращается в своё последующее число, т. е. 4 и поднимается на ступеньку выше. К числу-охраннику 4 волшебница дописывает «+1» и 4 превращается в своё последующее число, т. е. в 5. К пяти дописываем «+1» и пять превращается в своё последующее число, т. е. в шесть. К шести добавляем один и шесть превращается в семь. К семи добавляем один и семь превращается в восемь. К восьми добавляем один и восемь превращается в девять. И вот, наконец –то остался один шаг, одна ступенька и мечта бедной единички сбудется.
Волшебница-единичка дописала знак «+» и «1» к числу 9 и получился пример 9+1, а ответом будет 10. И тут мечта бедной единички сбылась, она превратилась в королеву Десятку и с радостью уселась на королевский трон.
Вот и сказочки конец, а кто слушал её тот научился решать примеры на «+1» и, конечно же МОЛОДЕЦ!
Иллюстрации к сказке :
«Домик бедной единички»
«Волшебница – сестричка-единичка со знаком плюс, вместо волшебной палочки»
«Дворец королевы Десятки»