Получи документы

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»

Елена Барабашина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной стране.

Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут,

о её природе, некоторых исторических событиях.

2. Продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством, народно-прикладным искусством).

3. Воспитывать уважение и положительное отношение к традициям своего народа, познакомить детей с их разнообразием.

4. Мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций.

Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах

5. Воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой стране.

Способы: Наглядные:

показ;

наблюдение.

Словесные:

вопросы, беседа, уточняющие вопросы, указания, объяснения, показ, напоминание, художественное слово.

Средства:

Карта России, книги русских народных сказок, звукозапись русских народных песен - хороводов, предметы народно-прикладного искусства, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Вводная часть: Воспитатель выставляет для обозрения географическую карту и картины и изображением природы России:

-Ребята, сегодня мы поговорим о нашей стране. Как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)

-Кто может показать на карте границы нашей страны? (Вызванный ребенок проводит указкой вдоль границ России).

2. Основная часть: Примерный рассказ:

-Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмотрите на иллюстрации, и попробуем составить маленький рассказик. (Воспитатель может помогать детям наводящими вопросами).

-Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей и птиц, растет много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. Берега России омывают моря – Черное, Белое. А в реках и морях много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, железную руду, алмазы.

-Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история. Что вы помните и истории России, как образовалось такое огромное государство? (Показывает на карте. Ответы детей).

Примерный рассказ ребенка:

-Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними.

А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И с тех пор Россия стала большим и сильным государством.

(Воспитатель старается добиваться от детей небольшого связного рассказа. Если у детей не получается, то педагог задает наводящие вопросы, чтобы дети вспоминали материалы ранее проведенных занятий.)

- Мы с вами уже много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать очень хорошо? (Ответы детей).

- Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Воспитатель, по мере ответов детей, выставляет книги с русскими народными сказками.)

-Вы сказали, что русский народ сочинял и красивые песни, люди любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поводим хоровод, как это делали наши прабабушки и прадедушки. (Воспитатель включает запись русского народного хоровода, с которой они познакомились ранее на музыкальном занятии.)

Физкультминутка - хоровод :

Солнышко, солнышко, в небе посвети!

(потянуться руками вверх, подняться на носки)

Яркие лучики к нам протяни.

(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

(разбиться на пары, взяться за руки)

Нас покружи, оторвав от земли.

(покружиться парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(перестроиться в цепочку)

Там все мы встанем дружно в кружок.

(встать в круг)

С песнями водим мы хоровод, солнышко с нами по кругу идет

(идти по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки

(хлопать в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки

(идти быстрым шагом)

солнышко скрылось, ушло на покой

(присесть, голову закрыть руками)

Мы же на место сядем с тобой.

(тихо сесть на свои места)

-А сейчас мыс вами попали на русскую ярмарку, где продаются изделия, сотворенные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету и садитесь на свои места. (Дети берут со столов изделия народно-прикладного искусства, заранее разложенных воспитателем.)

- Расскажите о том, что вы купили на ярмарке? (Рассказы детей о дымковской игрушке, гжельской и городецкой росписях, хохломских изделиях и др.)

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке?

Это роспись - просто чудо,

голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком,

Манит русским васильком. (Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)

Из глины козлик в яблоках,

собой хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся красота у него в рогах. (Дымковская игрушка)

Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, куры, колотушки-

Деревянные игрушки. (Богородская игрушка)

- У каждого народа есть свои традиции. Скажите, а как вы понимаете, что такое «традиция»? (Ответы - предположения детей).

- ТРАДИЦИЯ – слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас семье? (Ответы детей).

- Правильно, почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 марта дарить всем женщинам цветы и подарки. Во всех странах мира существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

-А есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней. Давайте вместе вспомним, какой праздник отмечают русские люди в конце зимы - начале весны? Что это за традиция? (Праздник Масленица) .Что вы о нем помните? (Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами) Правильно, этот праздник с пенями, хороводами и блинами.

-А какая традиция, возникшая очень-очень давно, сохранилась до наших дней и связана со службой в армии? (Проводы в армию). Кто помнит,почему возникла такая традиция? (Ответы детей.)

-Ещё есть вкусные традиции, и они связаны с приготовлением различных блюд,

-традиционная национальная кухня. У каждого народа обязательно есть какое–нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране.

Например, в Китае и Японии выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).

- Да, в России очень много национальных традиционных блюд готовят из муки. Например,только в России пекут знаменитые калачи. (Показ картинки.)

- Какие кушанья вы можете назвать мне, которые из муки готовят ваши мамы? (Блины,пирожки, оладьи.)

- А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Предположения детей).

Для тог, чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи, которые хорошо у нас растут. У нашего народа есть поговорка «Щи да каша - пища наша». Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, гречки, манки, овсяных хлопьев.) Пшеница, овес, гречиха - все эти зерновые культуры выращивают на наших родных полях. Крупы - пшено и манку делают из пшеницы.

- В России все четыре времени года сменяют друг друга, и зимой бывает очень холодно, а летом – жарко. Как вы думаете, какой русский напиток хорошо утоляет жажду. (Предположения детей.)

-Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали согревающий при морозе напиток из меда - горячий сбитень.

3. Заключительная часть: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей Родине, о таланте русского народа, о разных национальных традициях. Кто какие традиции запомнил? (Ответы детей). Давайте, мы с вами будем их помнить и сохранять, потому что мы живем в России, великой стране, богатой традициями своего народа.

Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё народные традиции они помнят, и на следующих занятиях поделитесь ими с другими ребятами.

- Мы сегодня занимались,

Много нового узнали!

Но пришла пора закончить,

Вам понравилось? (Ответы детей).

Список используемой литературы

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.» Серия Воспитание человека. Москва 2005 год

Публикации по теме:

«Музыкальная культура русского народа». Комплексные занятия в подготовительной к школе группе Цель занятий: воспитывать у детей интерес к русской народной музыке, развивать умение, определять ее характерные черты и передавать их.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа) Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Большое путешествие» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Большое путешествие» Задачи: Обучающие: Формировать.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой любимый город» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №25 группа «Божьи коровки» Конспект занятия по нравственно –.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой город» Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Задачи: Воспитательные: - воспитывать любовь к родному городу;.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой город» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение г. Воркуты «Детский сад № 10 «Теремок» Конспект занятия по нравственно –.

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Большая и малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. • Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, Башкортостане,.

Конспект занятия по нравственно–патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина» Конспект занятия по нравственно–патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина» Тема: «Моя малая Родина». Задачи: Образовательные:.

План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа»План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа» В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России" мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа, как.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Актуальность. Одной из задач дошкольного воспитания является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»
Опубликовано: 17 января 2016 в 17:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД