Получи документы

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль»

Гурова Галина Владимировна
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 «Светлячок»

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной группе

Тема: чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль»

Воспитатель 1 категории: Гурова Г. В.

Город Верхний Уфалей

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Чтение рассказа Н, Н, Носова „Автомобиль“» размещена в разделах

Ноябрь 2021 г.

Программное содержание.

1. Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова, с рассказом Н. Н. Носова «Автомобиль». Учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл. Дать понятие о жанровых особенностях рассказа, видеть его начало, основную часть и завершающую часть. Учить детей правильно понимать изображенные на картинках ситуации. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге. Учить детей анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. Познакомит с пословицей о ПДД.

2. Развивать интерес детей к художественной литературе, связную речь детей, воображение, мышление.

3. Воспитывать любовь к книге, нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.

4. Словарная работа: капот, бампер, буфер, тротуар, мостовая, переулок, кузов, писатель, рассказ.

Оборудование: мольберт, магниты, цветные квадраты, иллюстрации к рассказу, портрет Н. Н. Носова, книги Н. Н. Носова, презентация «Добрый волшебник-Н. Н. Носов», ноутбук, раскраски по рассказу Н. Н. Носова «Автомобиль», конфеты.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт», беседы по ПДД.

Индивидуальная работа: индивидуальное повторение слов Анжелой Б., Миланой И., упражнять в чётком произношении звуков «ш» Максима К., Машу Л., «р» - Аделину Б., Лёву Б., учить отвечать на вопросы предложением Антона Р., Соню К.

Ход. Дети заходят в группу здороваются с гостями и говорят приветствие:

«В этот осенний день

Нам здороваться не лень.

Шлём привет мы всем вокруг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Шлём привет мы всем гостям,

Очень, очень рады вам.»

Мотивация. Ребята, к нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. Он спрятался и покажется тогда, когда вы отгадаете о нём загадку и ответите хором, в рифму:

«Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой…» (Незнайка)

Незнайка появляется и здоровается с детьми: «Я очень рад, что вы меня узнали. Ребята, скажите, из какой я сказки? Молодцы! Ребята, вы знаете, какой волшебник придумал меня и моих друзей? Я тоже не знаю и очень хочу узнать!» Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать? Незнайка, оставайся у нас и вместе с детьми узнаешь об этом волшебнике.»

1 часть. Сегодня у нас день волшебства. Чтобы увидеть замечательного волшебника, нужно произнести волшебные слова: «Хочу всё знать!» Давайте все вместе произнесём. Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. (дети поворачиваются, воспитатель показывает портрет Н. Н Носова) Ребята, вы знаете кто это? Это не просто человек, это волшебный человек и зовут его Н. Н. Носов. Конечно, на нем нет волшебного наряда, колпака и волшебной палочки, зато у него есть много интересных книг. (Показывает на выставку книг.) Его профессия – писатель. (Дети садятся на стулья и знакомятся с презентацией «Добрый волшебник – Н. Н. Носов».)

1 слайд. Сейчас я познакомлю вас с добрым волшебником – Н. Н. Носовым.

2 слайд. «Перед Носовым снимите шляпу,

Ведь он сам Незнайкин папа».

3 слайд. Родился Николай Носов в городе Киеве. Папа был актером. Мама – натура тонкая и чуткая, рукодельница и певунья, воспитывала 4 детей.

4 слайд. Когда Николай Носов был маленьким, он очень любил самые разные занятия : прекрасно играл в шахматы, дрессировал собак, учил грамоте младших детей, пробовал играть на скрипке, читал много книг, играл в школьном театре и пел в детском школьном хоре, увлекался химией, математикой.

5 слайд. А потом он увлекся фотографией и решил учиться на фото и кинорежиссера. В годы ВОВ он снимал фильмы на линии фронта.

6 слайд. Николай Носов не сразу стал писателем. Писать рассказы Носов стал, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей.

7 слайд. Первый рассказ Николая Носова, который он сочинил — это рассказ «Затейники». Его напечатали в детском журнале «Мурзилка».

8 слайд. Н. Н. Носов написал более 40 произведений для детей, которые представлены на слайде: «Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазёры», «Огурцы» и др. Писатель завоевал любовь читателей всех возрастов.

9 слайд. Книги Н. Носова нравятся детям, потому что в них рассказывают о таких же, как они непоседах, изобретателях и фантазёрах – словом об обычных мальчиках и девочках.

10 слайд.

Носов – детских книг творец.

Ну какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту и смех, и юмор

Показать нам всем хотел!

11 слайд. Читайте книги Н. Носова.

Ребята, вы хотите вместе с Незнайкой узнать больше о книгах Н. Н. Носова?

А сейчас я хочу прочитать вам произведение Н. Н. Носова. А чтобы узнать, как оно называется, вам нужно отгадать загадку:

«Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нем.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.

Из - под них клубиться пыль.

Это что?» (автомобиль)

Чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль».

- Ребята, вам понравилось произведение? А тебе, Незнайка? (Незнайка говорит, что многие слова в рассказе были непонятны.) Ребята, давайте вместе объясним смысл непонятных слов.

Капор – детский, а также женский головной убор с лентами, которые завязываются под подбородком.

Капот - откидная крышка различных механизмов.

Кузов – это часть автомобиля, предназначенная для размещения пассажиров и грузов.

Буфер - у железнодорожных вагонов специальное устройство для смягчения силы удара, толчка при столкновении.

Бампер – это деталь автомобиля (на случай легкого удара, расположенная спереди и сзади.

Тротуар – пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов.

Мостовая – покрытая асфальтом проезжая часть улицы.

Переулок –небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.

А теперь отдохнём и покатаемся на машине.

Физкультминутка:

Завели машину: р-р-р. Вращения руками перед грудью

Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос".

Улыбнулись веселей

И поехали скорей. Вращение воображаемого руля.

Едем-едем мы с тобой Движения имитирующие поворот руля

На машине легковой

Въехали на горку: хлоп, Руки вверх, хлопок над головой

Колесо спустилось: стоп. Руки через стороны вниз, присесть.

Накачали шину: ш-ш-ш. Да. "Насос".

Мы шофёры хоть куда! Рука вытянута вперёд, большой палец вверх.

2 часть. Чтобы Незнайка хорошо понял и запомнил произведение, нужно ответить на вопросы. Не забывайте отвечать громко, полным ответом, не перебивать друг друга. Беседа по содержанию.

- Скажите, «Автомобиль», сказка, рассказ, может быть стихотворение? Как вы догадались? (В отличии от сказки не используется вымысел и волшебство. Рассказ – это короткое произведение, в котором описывает какой-то фрагмент из жизни главного героя. В отличии от стихов не выдерживается рифма.)

- Кто главные герои рассказа? (Два мальчика Коля и Миша.)

- Какой Коля? (Спокойный, рассудительный, верный друг.)

- Какой Миша? (Проказник, беспечный, глупый, отчаянный.)

- О чем спорили мальчишки, когда увидели автомобиль? (О марке машины, о составных частях автомобиля.)

- Вспомните, какие делал ошибки Мишка в описании составных частей машины? (Мишка капот называл капор, кузов-пузо, бампер-буфером.)

- Действительно ли он был таким специалистом по автомобилям, каким хотел показаться своему другу? (Нет.)

- Кому из мальчиков пришла идея сесть на бампер и поехать? (Мишке.)

- Почему Коля согласился покататься на машине? (Коле пришлось поддержать Мишку, чтобы не бросать друга в одиночестве.)

- Скажите, было ли решение прокатиться на бампере автомобиля смелым? (Нет.)

- Хорошо ли они представляли себе всю опасность поступка? (Они плохо представляли последствия поступка.)

- Как можно назвать этот поступок? (Неправильным, необдуманным, глупым.)

- Кто из мальчишек оказался трусишкой? (Мишка.)

- Кто на перекрёстке засвистел в свисток? (Милиционер.)

- Почему милиционер остановил машину? (Мальчики могли упасть с машины.)

- Как вы считаете, герои рассказа поступили правильно, написав письмо? (Правильно.)

- А почему они решили его написать, какие чувства толкнули их на это? (Ребятам жаль стало того, кто их вез. Ведь шофер совсем не виноват. Чтобы избавить водителя от проблем с милицией, мальчики написали письмо. В нем была просьба не наказывать шофера и признание своей вины.)

- Как вы думаете, это совсем веселая, смешная история или немного грустная, печальная? Почему? (Рассказ убедил нас в том, что незнание и баловство не приведут к добру.)

- Чему учит рассказ? (Главная мысль рассказа : улица не место для игр, каждый должен соблюдать ПДД. Учит осторожности и бдительности на дороге. Учит уметь признавать свои ошибки и просить прощения.)

Герои рассказа поступили неправильно. И хочется дать им совет, сказав словами пословицы: «Знай правила движения – заслужишь уважение.» Повторите хором. Повтори Анжела, Максим. Скажите, а вы выполняете ПДД?

Чтобы никогда не попадать

В сложные положения,

Надо знать и соблюдать

Правила дорожного движения!

- Назовите части рассказа. Ребята, что еще бывает на страницах книга с рассказами и сказками? Это иллюстрации к нашему рассказу. На иллюстрациях умный Знайка зашифровал слово (на обратной стороне иллюстраций нарисованы буквы). Чтобы слово прочитать, нужно разложить иллюстрации в правильной последовательности. Незнайка просит ему помочь и разложить их в правильном порядке. Теперь переверните карточки. Прочитайте, что получилось? (рассказ) Молодцы!

Итог. Незнайка поощряет всех детей, за то, что они познакомили его с писателем, с рассказом, внимательно слушали, отвечали на вопросы, хорошо знают и соблюдают ПДД, знают составные части машины, правильно разложили иллюстрации и прочитали слово. Незнайка прощается с детьми и уходит. Дети, что мы с вами читали? Кто его написал? Покажите мне, какой отрывок рассказа вам понравился при помощи цветного квадрата, поместив его под соответствующей картинкой. Хорошо. Поощряю каждого ребёнка за находчивость и сообразительность в угадывании загадок, за чёткое проговаривания пословицы, трудных слов, звуков в физ. минутке, правильные ответы на вопросы, за внимательность, активность, за составление последовательного ряда картинок и т. д. Я надеюсь, что в нашей группе дети любят дружить и совершать хорошие поступки, а научиться этому нам помогут наши надёжные друзья – книги! Сюрпризный момент: на слайде появляется Незнайка, который запускает шары! Шары прилетели в д/с с раскрасками и конфетами.

Прикреплённые файлы:

dobryi-volshebnik_2ue3n.pptx | 10886,86 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Тема: «Чтение рассказа Н. Носова.

Конспект НОД «Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» по речевому развитию в средней группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» Задачи: создавать.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка» Автор: Матюшина Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с №30 г. о. Кинешма, г. Кинешма Ивановской области, год выполнения работы 2023,.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по произведениям Н. Н. Носова»Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по произведениям Н. Н. Носова» Программное содержание 1. Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Н. Носова, познакомить детей с его биографией 2. Обогащать речь пословицами,.

Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы «Составление рассказа по набору игрушек «Звери Африки» Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы «Составление рассказа по набору игрушек».

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль»
Опубликовано: 27 октября 2023 в 10:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД