Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»

Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»

Программное содержание: систематизировать представления детей о семье, родственных отношениях, упражнять в подборе определений к существительному, в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в составлении предложений. Развивать связную речь, логическое мышление. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение взаимовыручку, любовь к близким.

Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, иллюстраций по теме, закрепление имени, отчества родителей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о членах семьи.

Материал: презентация к занятию, мяч, микрофон, картинки с изображением людей мужского и женского рода разного возраста, индивидуальные карточки,

карандаши, силуэты листочков по количеству детей.

Начало занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Давайте представимся друг другу.

Слайд 2

Ритуал приветствия «Я вам представлюсь».

Цель: закрепить знание своей фамилии, имени, отчества.

Дети стоят в кругу. Начинает представление воспитатель. В руках у него микрофон. Он называет свою фамилию, имя, отчество. Затем передает микрофон ребенку по кругу. Ребенок, получивший микрофон, называет свою фамилию, имя, отчество.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о самом главном для человека. О чем? Отгадайте загадку:

Слайд 3

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья.)

Слайд 4

На экране появляется картинка.

Воспитатель: Вот семья. Назовите членов семьи на картинке (ответы детей).

Беседа «С кем ты живешь?».

Цель: развивать монологическую речь.

Воспитатель: У каждого человека есть фамилия, имя, отчество. Каждый человек имеет право на имя, которое дают ему при рождении. А как человеку присваивают отчество? Оно достается ему от отца. Например: отца зовут Александр, отчество у ребенка будет Александрович. Отца зовут Владимир, отчество будет Владимирович или Владимировна. Фамилия достается ребенку от родителей. Какая фамилия у папы и мамы, такая будет и у их детей.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно слова: родители, род, Родина, родственники. Чем похожи эти слова? (ответы детей)

Воспитатель: У всех этих слов общая часть «род». Кто такие родственники? (высказывания детей).

Воспитатель: Родственники – это родные люди, которые имеют общих родителей или бабушек, дедушек. Это ваши тети, дяди, братья, сестры, бабушки, дедушки.

Воспитатель: А еще у каждого из нас есть семья. Что такое семья? (высказывания детей).

Воспитатель: Послушайте стихотворение о семье:

Слайд 5

Семья – это МЫ.

Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик — братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье.

Воспитатель: В семье каждый заботиться друг о друге, любят друг друга. Расскажите о своей семье, о ваших близких.

Дети рассказывают о своей семье.

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру-эстафету с мячом «Какая ваша семья.

Слайд 6

Игра-эстафета «Какая ваша семья.

Цель: упражнять в подборе определений к слову «семья».

Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова. Например: большая, дружная, спортивная, веселая, заботливая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.

Воспитатель: В семье каждый старается говорить друг другу ласковые слова. Назовите ласковые слова для родных.

За каждое слово воспитатель дает детям фишку. Все фишки дети складывают в корзинку.

Воспитатель: Вот сколько ласковых слов вы назвали для родных. А сейчас новая игра на экране.

Слайд 7, 8, 9, 10

Интерактивная игра «Четвертый лишний».

Цель: закрепить понятия «родственники», «семья».

На экране картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть комплекты картинок и сказать, какая лишняя. Если ответ правильный – лишняя картинка исчезает с экрана.

Воспитатель: Кто из этих людей не является родственником. Объясните свой выбор (дети отвечают).

Воспитатель: Следующая игра «Кто для кого?». Поиграем с мячом.

Игра «Кто для кого?».

Цель: закрепить представления о родственных взаимоотношениях в семье.

Воспитатель бросает детям мяч и спрашивает:

- Кто для папы и мамы мальчик? (сын)

- Кто для папы и мамы девочка? (дочь)

- Кто для дедушки и бабушки мальчик? (внук)

- Кто для дедушки и бабушки девочка? (внучка)

- Кто для дедушки и бабушки папа? (сын)

- Кто для дедушки и бабушки мама? (дочь)

- Кто мальчик для девочки в семье? (брат)

- Кто девочка для мальчика в семье? (сестра)

- Кто для девочки и мальчика папа и мама? (родители)

- Я – твоя тетя, а ты – мой? (племянник, племянница)

- Я – твоя мама, а ты – моя (дочь)

- Я – твоя бабушка, а ты моя (внучка)

- Я – внук, а ты – моя (бабушка)

- Я – внучка, а ты – мой (дедушка)

Воспитатель: Вы знаете, что в семье живут люду разного возраста. Давайте разложим картинки с изображением людей разного возраста по порядку от самого младшего до самого старшего.

Упражнение «Разложи по порядку».

Цель: закрепить у детей понятие о возрастной последовательности.

Дети делятся на две команды – девочки и мальчики. Одна команда получает картинки с изображением людей женского пола (младенец, дошкольница, школьница, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, а вторая команда получает картинки с изображением людей мужского пола. После выполнения задания команды осуществляют взаимоконтроль и проговаривают возрастную последовательность:

- младенец – девочка – девушка – женщина – бабушка,

- младенец – мальчик – юноша – мужчина – дедушка.

Слайд 11

Воспитатель: Минутка для отдыха.

Логоритмическая игра «Моя семья».

Цель: развивать общую моторику, закрепить умение согласовывать движения со словами текста.

Дети произносят слова и выполняют действия:

Сам цветочек это я, (Шагают на месте)

А еще моя сестра. (Прыжки на двух ногах)

Папа с мамой – листочки мои, (Руки через стороны вверх)

Бабуля с дедулей – мои корешки. (Садятся, обхватив колени)

Цветок наш красуется в зелени луга. (Медленно встают, руки вверх)

Все мы в семье своей любим друг друга. (Обнимают себя за плечи)

Воспитатель: Отдохнули. Присаживайтесь за столы. Для вас я приготовила задание на карточке.

Индивидуальное задание «Кому что нужно?».

Цель: упражнять в правильном употреблении притяжательных прилагательных, развивать речь.

У детей индивидуальные карточки и карандаши. Дети рассматривают картинки, называют членов семьи в верхнем ряду и определяют, кому принадлежат вещи, которые нарисованы в нижнем ряду.

Соединяют вещь с членом семьи «дорожкой». При проверке отвечают на вопросы воспитателя: «Чьи туфли? (Туфли мамины) Чей шуруповерт? (Шуруповерт папин) и т. д.

Воспитатель: А знаете ли вы, что в семье все заботятся друг о друге, помогают друг другу? (ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение «Веселая работа»:

Папа для мамы сажает цветок.

Мама для бабушки вяжет платок.

Бабушка гладит одежду для Кати,

Катя стирает панамки для братьев,

Братья для всех мастерят самолет.

Весело в доме – работа идет.

А почему? Это дело понятное –

Весело делать друг другу приятное.

Игра «Составь предложение по картинкам».

Цель: упражнять в составлении предложений, развивать речь.

Воспитатель: Предлагаю следующую игру. Сейчас на экране буду появляться картинки, на который каждый член семьи выполняет какую-то работу. Давайте составлять предложения по картинкам.

Слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

Дети составляют предложения по предложенным картинкам.

Слайд 23

Воспитатель: Семья – самое дорогое для человека. Во все времена народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте мы вспомним пословицы (ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми объясняет смысл пословиц.

Окончание занятия:

Воспитатель: Счастливая семья – это семья, где живут все члены семьи живут в радости, заботятся друг о друге, помогают друг другу, общаются друг с другом, живут в согласии.

Слайд 24

Воспитатель: Перед вами лежат зеленые листочки. Они необычные. Каждый из вас может взять листочек и ответить на вопрос: «Что больше всего вам понравилось сегодня на занятии или «Что нового узнали вы сегодня?».

Дети по очереди берут листок и отвечают.

Прикреплённые файлы:

chto-takoe-semja_b1lg1.pptx | 4589,69 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия в области познавательного развития «Что такое доброта?» Конспек занятия в области познавательного развития Подготовила воспитатель старшего дошкольного возраста Вдовиченко С. Л. «Что такое доброта?».

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по теме «Семья» Дети проходят в группу, видят на мольберте ватман с изображением большого дома, садятся полу кругом перед мольбертом. Воспитатель: Посмотрите,.

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Профессии строителей» Цель: расширить и уточненить знания о строительных профессиях. Задачи: – образовательные: продолжать формировать представление о профессиях.

Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей интегрированной группеКонспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей интегрированной группе ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ» В СТАРШЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?» Программное содержание: расширить представления детей о школе, школьных принадлежностях и их назначении, развивать речь, саморегуляцию,.

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе Тема: «Потребности человека» Цель Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении,.

«Моя семья». Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Ребёнок и общество» П/з: создать условия для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 19:43
+181Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
25 января. День лыж и коньков на МААМ

25 января 1924 года лыжный и конькобежный спорт впервые вошли в программу Олимпиад. Во французском городке Шамони, в Альпах, началась Неделя зимних видов спорта, приуроченная к грядущей Олимпиаде-24 в...

25 января. День Татьяны! Праздник студентов

Российские студенты отмечают свой...

Сценарий развлечения «Давайте жить дружно» для детей среднего и старшего дошкольного...
Сценарий развлечения « Давайте жить дружно» Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Действующие лица: Солнышко, Ветер, Тучка, Дождик, Солнечные...
Мастер-класс изготовления детской игрушки — поделки из бумаги «Лыжник»
Предлагаю вашему вниманию мастер - класс изготовления детской игрушки - поделки из бумаги "Лыжник" для старше - подготовительных групп, тем более, что...
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 1
В картотеке представлены стихи на тему "Осень". Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду очень рада,...