Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте «Деление слов на слоги» в подготовительной группе

Ирина Царева
Конспект занятия по обучению грамоте «Деление слов на слоги» в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема: «Деление слов на слоги».

В подготовительной группе.

Цель:

- Дать понятие о слоге.

- Учить делить слова на слоги.

- Различать одно -, двух -, и трехсложные слова.

- Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Деление слов на слоги“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Развивать словарный запас, мышление, речь.

- Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : Предметные картинки, игрушки, карточки - схемы.

Ход занятия.

Воспитатель: Добрый день ребята!

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

Воспитатель: Рассказывает, что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы).

Воспитатель: Как мы обозначаем слова - названия предметов? (одной прямой линией).

Воспитатель: Как мы обозначаем слова - названия действий? (двумя прямыми линиями).

Воспитатель: Как мы обозначаем слова - признаки предметов? (волнистой линией).

Воспитатель: На какие вопросы отвечают слова - названия предметов, слова - названия действий, слова - признаки предметов?

Игра: «Сосчитай сколько слов в предложении».

Воспитатель произносит предложение из двух - четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например : Мишка спит. (2 - слова).

Работа у доски.

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Мишутка и Зайка решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

Воспитатель: Кто из вас был на соревнованиях?

Где они проходят?

Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Воспитатель: Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть - за Зайку, а мальчики - за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Воспитатель: Итак, на старт вышел Зайка. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Зай - ка).

Воспитатель: На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми - шут - ка).

Воспитатель: На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов).

Воспитатель: Мы поздравляем Мишутку и Зайку с отличным результатом.

Воспитатель: Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям).

Воспитатель: Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что в слове ры - ба две части.

Воспитатель: Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части - это значит, что мы делим его на слоги (показ).

Воспитатель: В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.

Воспитатель: При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит - двух, трёхсложные слова).

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.

Игра: «Раздели слова на слоги».

Воспитатель: Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова - названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

Физминутка.

«Слога - попрыгунчики».

Воспитатель: Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

Моделирование слогового состава слов.

Воспитатель: Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей).

Игра: «Считалка».

Воспитатель: Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

Воспитатель: А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики - схемы.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Воспитатель: Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

- Каким способом вы делили слова на слоги?

- Сколько слогов может быть в слове?

Итог.

Воспитатель: И так ребята наше занятие подходит к концу.

Что нового вы узнали на занятии?

Чему научились?

Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Всем спасибо за участие в занятии.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группеДидактическая игра по обучению грамоте «Слова, слоги, звук» в средней группе Коллеги, представляю вам дидактическую игру, которую можете вы сделать своими руками. У детей 4-5 лет наблюдается особая чувствительность,.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш» Программное содержание: •продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Деление слов на слоги» в подготовительной группе
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 15:38
+153Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД