Мария Наумова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР в подготовительной группе «Сюрприз от фокусника. Звуки [ф] и [ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Закрепить знания детей о звуках Ф и Фь, букве Ф.
Образовательные задачи:
- продолжать учить детей различать звуки Ф и Фь, давать их характеристику;
- тренировать умение находить слова по определённому фонематическому признаку;
- закреплять умение находить место звука в слове (начало, середина, конец);
- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;
- закреплять представления о том, чем звук отличается от буквы;
- продолжить работу по знакомству с буквой Ф;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ТНР в подготовительной группе „Сюрприз от фокусника, Звуки [ф] и [ф’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Фокусы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- повторить уже знакомые буквы, закрепить навык соотнесения звука с соответствующей буквой.
- продолжать учить чтению открытых и закрытых слогов, коротких слов.
Развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание, фонематический слух, зрительное внимание, память, мышление;
- развивать графо-моторные навыки;
- продолжать развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.
- Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать интерес к звуковой культуре речи;
- формировать самостоятельность, инициативность, умение достигать поставленной цели, доводить начатое до конца.
Оборудование: бумажные стаканчики с картинками-заданиями артикуляционной гимнастики; индивидуальные зеркала; «письмо» от фокусника; предметные картинки: шкаф, филин, телефон, дельфин, фонарик, пуф, шкаф, туфли, фрукты; схемы слова для определения места звука в слове по количеству детей + одна на доске, синие и зелёные фишки для обозначения звуков; карточки с буквой Ф и некоторыми ранее изученными буквами; карточки со слогами: фа, фо, фу, фы, фи, фэ, фы, аф, оф, уф, иф, эф; наглядное пособие для чтения слогов «Карусель»; индивидуальные рабочие листы с упражнением «Ступеньки».
Предварительная работа: предварительное занятие по знакомству со звуками Ф, Фь, буквой Ф, дифференциации звуков по твёрдости-мягкости, разучивание физкультминутки «Буквы и звуки».
Организационно-мотивационный этап:
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте дружно поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями, садятся на стулья.
Артикуляционная гимнастика + повторение изученного материала:
Логопед: Ребята, давайте вспомним, о каких звуках мы начали говорить на прошлом занятии?
Ответы детей
Логопед: Мы говорили о звуках Ф и Фь. Давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети рассказывают о звуках : согласные, глухие, звук Ф согласный твёрдый – обозначаем синим цветом, звук Фь – мягкий, обозначаем зелёным цветом.
Логопед: А сейчас я предлагаю Вам поохотиться на звук Ф, а заодно и выполнить артикуляционные упражнения. Вы будете по одному подходить ко мне, на подносе 3 стаканчика, для каждого из них я скажу слово, в каком слове вы услышите звук Ф, тот стаканчик и переверните, внутри будет задание.
Дети по очереди подходят к логопеду, слушают слова, выбирают нужное и выполняют артикуляционные упражнения. Например: логопед называет 3 слова: парта, фартук, муравей – необходимо перевернуть второй стаканчик, т. к, во втором слове есть заданный звук. Одному из детей в стаканчике вместо задания попадается записка.
Логопед: Ребята, посмотрите, тут какая- то записка, давайте прочитаем её.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Филипп, я фокусник. Я узнал, что вы знакомитесь с моими любимыми звуками Ф и Фь и мне захотелось сделать сюрприз для Вас, если Вы сможете выполнить все задания сегодня, то произойдёт чудо! Вот первое задание: определите место звуков Ф и Фь в слове. Желаю удачи!»
Логопед: Ну что, ребята, хочется Вам получить сюрприз от фокусника?
Дети: Да!
Основной этап:
Упражнение: «Определи место звука в слове»
Логопед: Тогда давайте начнём. Вам необходимо определить какой звук спрятался в слове Ф или Фь и найти его место: в начале слова, в середине или в конце.
Слова для звукового анализа : шкаф, филин, телефон, дельфин, фонарик.
Дети по одному выходят к доске и обозначают место звука на схеме слова, остальные выполняют задание на индивидуальных схемах.
Логопед: Молодцы, справились с первым заданием.
Мы говорили, что все звуки мы обозначаем буквами, давайте вспомним, чем же звуки отличаются от букв, а поможем нам в этом знакомый стишок:
Физкультминутка «Буквы и звуки» :
Любимый русский алфавит (прижимают ладони к груди)
Из букв и звуков состоит (показывают правую и левую ладони)
А,Б,В,Г,Д,Е,Ж… (загибают по одному пальцу на каждую букву)
Дальше знаете уже. (хлопают в ладоши)
Звуки с вами говорим (показывают на рот)
Произносим и кричим, (складывают ладони рупором)
Шепчем, воем, слышим… (правая рука на левое плечо, левая на правое, затем руки к ушам)
Буковки мы – пишем, (имитируют письмо правой рукой)
Можем их нарисовать, (рисуют в воздухе)
Напечатать и прислать! («печатают» на клавиатуре, складывают ладони друг на друга, как будто запечатали конверт)
То есть звуки – слышим, (правой рукой к уху)
Ну а буквы – пишем! (правой рукой имитируют письмо)
(Мария Лэнг)
Логопед: Очень хорошо! А теперь давайте вспомним, какой буквой мы обозначаем звуки Ф и Фь, Петя, подойди, пожалуйста, к доске и найди нужную букву.
Мальчик находит заданную букву.
Логопед: Отлично, в следующем задании Вам нужно будет прочитать и найти слоги, давайте сначала потренируется, и выполним упражнение «Карусель».
Упражнение «Карусель» : чтение слогов + нахождение заданного слога
Логопед демонстрирует детям знакомое пособие для чтения открытых и закрытых слогов «Карусель» и ребята с места читают слоги.
Логопед: Молодцы, а теперь по одному выходите к доске и обведите тот слог, который я попрошу.
На доске демонстрируются несколько слогов с буквой Ф, среди которых необходимо найти заданный, некоторые слоги повторяются дважды.
Упражнение «Ступеньки» : запись слов на основе звукового анализа
Логопед: Хорошо. У нас осталось последнее задание «Ступеньки» : для каждого из вас я приготовила картинку - слово, Вам необходимо определить, на какой ступеньке должно быть Ваше слово, для этого на ступеньках вписаны первые буквы слов, и верно записать слова.
Слова для записи: пуф, шкаф, туфли, фрукты.
Дети по очереди выходят к доске и записывают слова, остальные выполняют это же задание на индивидуальных рабочих листах, осуществляя проверку.
Итог занятия :
Логопед: Молодцы ребята, вы выполнили все задания, давайте вспомним
от кого мы получили письмо в начале занятия?
Дети: От фокусника
Логопед: А кто-нибудь запомнил, как его зовут?
Ответы детей
Логопед: Какое задание сегодня было самым трудным?
Ответы детей
Логопед: А какое задание понравилось больше всего?
Ответы детей
Логопед: Вы славно поработали сегодня на занятии, давайте теперь проверим, исполнил ли фокусник своё обещание. Логопед проверяет стаканчики, с которыми работали в начале занятия, и обнаруживает там сюрприз – конфеты.
Логопед: Наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями и я провожу Вас.
Дети прощаются и покидают группу.