Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего возраста с ОНР «Путешествие с гномами»

Екатерина Черноусова Фефилова
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего возраста с ОНР «Путешествие с гномами»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепить чёткое произношение в речи и характеристику звуков –в- и –вь-.

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие через упражнение в дифференциации звуков –в-вь-, звуковом анализе слогов, воспроизведении слоговых рядов.

2. Упражнять в правильном употреблении существительных мн. ч. в Р. п. со словом «много», составлении предложений по образцу.

3. Развивать длительный ротовой выдох.

4. Развивать зрительное внимание и память.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего возраста с ОНР „Путешествие с гномами“» размещена в разделах

Оборудование: бумажные фигурки гномов, камешки из картона синего, зелёного, красного цвета, изображение бус, листочки на ниточках, домики из картона с красными, синими, зелёными крышами, сундучок с предметными картинками, в названии которых есть звуки –в-вь-, флакон с витаминами.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Ребята, вы бы хотели отправиться в путешествие?

- Вместе с нами в путешествие отправятся гномы Ворчун и Весельчак.

Логопед выставляет на панно картинки гномов.

- Назовите первый звук в имени Ворчун? А в имени Весельчак?

II. Постановка цели занятия.

- Сегодня мы отправимся в путешествие с гномами и будем изучать звуки –в- и –вь-.

III. Основная часть занятия.

1. Артикуляция и характеристика звуков –в-вь-.

- Ребята, прислушайтесь, как звучит звук –в-?

Дети произносят звук вместе с логопедом.

- Посмотрите, как нижняя губа соприкасается с верхними зубами. А звук –в- пытается прорваться сквозь эту преграду. Догадались, какой это звук?

- Почему он согласный? Твёрдый он или мягкий? Глухой он или звонкий?

- А теперь произнесём звук –вь-. Какой он?

- Правильно, согласный, мягкий, звонкий.

2. Игра «Украсим бусы».

- Ребята, чтобы отправиться в путешествие, мы должны выполнить первое задание гномов. У гномиков есть бусы, которые они хотели бы украсить. Давайте сделаем их разноцветными.

- Я буду называть звуки, а вы обозначайте их соответствующими кружками:

- а-п-у-бь-в-вь-ы-пь-б-и-

Перед детьми кружки синего, зелёного и красного цвета. Дети по - очереди дают характеристику звуку, выбирают кружок и прикрепляют на панно:

- Звук –а- гласный, обозначаем красным цветом.

- Гномики с удовольствием будут носить такие красивые бусы.

3. Игра «Ручеёк».

- Ребята, а вот мы с вами подошли к ручейку, около которого лежат разноцветные камешки. Давайте выполним следующее задание гномов : я буду называть слог, а вы выкладывайте схему.

Логопед называет слог ва, дети выкладывают соответствующие «кружки-камешки», выполняется звуковой анализ слога. Таким же образом разбирается слог ви.

4. Упражнение «Весёлые песни».

- А через ручеёк перепрыгнет тот, кто споёт песенку гномов.

Песенка Ворчуна:

Ва – во – вы

Вы – во –ва и т. д.

Песенка Весельчака:

Ва – вя – ва и т. д.

Если кто-то из детей не справляется с заданием, ему помогает другой ребёнок и они прыгают через ручеёк, взявшись за руки.

5. Упражнение «Ветерок».

- Молодцы, все перепрыгнули через ручеёк и оказались мы в лесу. А в лесу дует сильный ветер и шевелит листочки на деревьях. Гномики предлагают и нам подуть на листочки.

Присядьте на пеньки, выпрямляем спинки, плечи не поднимаем, вдох выполняем ртом, выдох – носом.

Дети выдыхают звук –в-, дуя на бумажные листочки на ниточках.

6. Упражнение «Скажи со словом «много».

- Ветер сорвал несколько листочков с деревьев, поднимите по - одному.

- Посмотрите на листочки и назовите изображённые предметы со словом «много».

Дети отвечают:

- У меня много …. (васильков).

- Назовите только слова на звук –вь-.

Упражнение «Кто больше?»

- Ребята, кто назовёт все предметы, изображённые на листочках.

7. ФЗМ.

- Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И мы продолжаем наше путешествие вместе с гномами. Но, что дорога нас не утомила, мы пойдём по ней танцуя.

Звучит музыка и дети повторяют движения за логопедом, двигаясь друг за другом по кругу.

8. Упражнение «Рассели гномов».

- Ребята, вот мы с вами и дошли до сказочного города гномов. Давайте узнаем в каком домике живёт каждый гном. Я буду называть их имена, а вы определяйте первый звук в слове и селите в домик с красной крышей, если первый звук – гласный, с синей, если звук …. (согласный, твёрдый) и с зелёной, если -… (согласный, мягкий).

- Итак, где живёт гномик Вася (Ворчун, Вова, Андреё, Весельчак и тд.)

Дети берут по – очереди бумажных гномов и вставляют их в окна домов с соответствующими крышами:

Гномик Вова живёт в домике с синей крышей, потому что звук –в- согласный, твёрдый.

Если ребёнок затрудняется составить сложноподчинённое предложение, то логопед ему помогает.

9. Упражнение «Дарим подарки».

- Вот наше путешествие и подошло к концу. Давайте подарим гномам Ворчуну и Весельчаку подарки на память.

Дети выбирают из сундучка предметы, определяют первый звук в названии каждого предмета и составляют предложения, складывая предметы в мешочки:

- В слове «валенки» первый звук – в-, я подарю их Ворчуну.

- В слове звук –вь-, я подарю его Весельчаку.

- Ребята, посмотрите, гномики так обрадовались вашим подаркам, что даже Ворчун перестал хмуриться.

Логопед незаметно от детей меняет лицо гнома.

- И гномики приготовили для вас подарок. Что это?

- Правильно, витамины. Сейчас вы пойдёте в группу и попробуете их.

Дети благодарят гномов, прощаются с ними.

IV. Итог занятия.

- Ребята, вам понравилось путешествие? Какие задания были для вас трудными? Какие задания вам понравилось выполнять? О каких звуках мы говорили сегодня? Какой звук –в-? А какой звук –вь-?

- Все сегодня хорошо поработали на занятии, спасибо.

Публикации по теме:

Примерная технология отслеживания результатов обследования подготовительной логопедической группы .

Конспект занятия по формированию фонематического восприятия и развитию речи «Звуки [М] и [М’]» Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и развитию речи. Тема: Звуки М и М. Цель: Закрепить умение детей чётко произносить.

Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего возраста с ОНР «Путешествие с гномами»
Опубликовано: 29 января 2015 в 20:29
+52Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего возраста с ОНР «Путешествие с гномами»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Черноусова Фефилова (УИ 37508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД