Приложение МААМ

Конспект занятия по обучению грамоте в подг. группе. Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи.

Буданова Светлана
Конспект занятия по обучению грамоте в подг. группе. Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи.
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущая образовательная область: коммуникация.

Цель: Закрепление навыка чёткого произношения звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Формирование умения различать свистящие и шипящие звуки в слогах, словах и фразах.

Коррекционно-развивающие задачи:

Формировать и закреплять навык различать свистящие и шипящие звуки.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в употреблении форм творительного падежа единственного и множественного числа с предлогом «с».

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подг, группе, Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи,» размещена в разделах

Употреблять и практически усвоить родительный падеж существительных с предлогом «около».

Учить детей понимать пространственные отношения двух и более предметов, выраженных предлогами «с» и «около».

Упражнять в употреблении количественных числительных 2, 5 с существительными в косвенных падежах.

Закреплять навыки печатания слов, чтения таблиц.

Учить отгадывать кроссворд.

Продолжить работу над лексикой, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи.

Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения друг с другом.

Воспитание усидчивости, умения доводить начатое до конца.

Оборудование: предметные картинки со звуками [с]- [ш], игрушки, символы звуков, таблица для чтения, кроссворд, сюжетная картина «Угощение медвежат», «Волшебный экран».

Ход занятия

I Оргмомент.

II Знакомство с темой занятия.

1. Выделение звука [с] из стихотворения.

Сосулька (Обледеневшая вода в виде заостренной палочки)

Сосулька испугалась высоты

Сосулька от испуга стала плакать.

И потому опять настала слякоть,

И потому опять в сапожках ты.

- Какой звук часто встречается? Звук [с]

- Чью песенку поет «Веселый язычок», когда произносит звук «с»? (Песенку водички).

- Дайте характеристику (согласный, глухой, твердый, мягкий) (Логопед ставит символы)

2. Выделение звука [ш] из названия игрушки.

Игра «Четвертый лишний».

Сова, кошка, лиса, собака.

-Какая игрушка не подходит к трем другим по звучанию? (кошка).

- Почему? (в названии трех звук[с])

-Поделим слово кошка на слоги.

1) Сколько слогов в слове?

2) Какой 1-ый слог, какой 2-ой?

3) Какой последний звук в 1 слоге? [ш] А первый?

-Чью песенку поет «Веселый язычок», когда произносит «ш»? (Песенку Сердитых гусей).

-Дайте характеристику. (согласный, глухой, всегда твердый).

Логопед ставит картинки- символы.

-Чем похожи эти звуки? (согласный, глухой).

-Чем отличаются? (ш - всегда твердый, а с – может быть твёрдым и мягким).

-Взять зеркало.

- Рассмотрим артикуляцию звука [с]затем[ш]. (Сопоставление по месту

образования звуков с использованием символов).

С - свистящий, губы в «улыбке», зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, воздушная струя холодная.

Ш - шипящий, губы овалом, округлены, зубы «заборчиком», язык за верхними

зубами, воздушная струя теплая.

- Чем похожи звуки?

- Чем отличаются эти звуки?

Сегодня мы будем учиться правильно произносить и различать свистящий [с] и шипящий [ш] и устно, и на письме.

-Что мы знаем про звуки? (слышим и произносим)

III Различение звуков[с] - [ш] изолированно, в слогах и на слух.

1) на слух: Игра «Крестики-нолики»

С-о

Ш- +

У детей полоска, разделенная на 6 частей.

Логопед произносит слова, а дети ставят в клеточку О, когда услышат в слове звук [с], а ставят в клеточку - +, когда услышат звук [ш]

Шар, сани, шуба, шапка, стол, свеча.

Проверка задания.

2) Игра «Звукоедик». Произнесение звуков [с] - [ш] изолированно.

Звукоедик прилетел, и он звуки в слове съел.

Я начну, а вы кончайте, дружно, вместе продолжайте.

Ква., пе., шала., камы., пылесо., малы.

3) Игра «Горлышко болит».

- Вспомните, как мы строим губы, когда произносим звук [с] (губы в «улыбке», а [ш]- (губы округлить).

4)«Внимательные глазки»

- Я буду произносить слоги беззвучно, а вы - вслух.

Са, шо, су, ши, са, ша, со, шо, су, шу.

ас-ош, уш -ос.

IV Физкультминутка. Развитие мелкой моторики рук.

«Медведи»

Сидели два медведя на тоненьком суку, один читал газету, другой - молол

муку. 1-2-3-4-5 - баловались на суку, оба шлепнулись в муку. Нос в муке, и лоб в муке, уши в кислом молоке.

Дети произносят шутку и показывают с помощью пальцев рук.

V Различение с-ш в словах и фразах.

Сюжетная картинка «Угощение для медвежат»

- Назовём одного медвежонка «Свистелка» (на кофте дождик, другого – «Шипелка» (на кофте гусь).

- Будем угощать едой.

Шоколад, суп, сосиски, вишни, ананас, каша, торт, конфеты.

- Дети раздают еду в двум медвежатам, но остаются торт и конфеты.

- Почему остались? (в названии нет ни звука[с] ни звука [ш])

1) Задание №1 [с]

Игра «Что с чем рядом?»

Логопед указывает на картинку, а дети говорят:

«Рядом с супом ананас и сосиски».

2) Задание №2 [ш]

3) Игра «Что около?»

Около шоколада каша.

4) Задание №3

Игра «Сколько порций съели?»

У логопеда цифры 2 и 5.

Дети попарно называют, сколько порций съели Свистелка и Шипелка

2 супа - 5 каш

2 сосиски - 5 шоколадок

2 ананаса - 5 вишен

4) Задание №4

Игра «Бабушкино угощение»

- Наша бабушка пришла и гостинца принесла.

- Как назовем угощение? (ласково).

- Попарно: супчик - кашка

сосисочки - шоколадочка

ананасик - вишенки.

VI Физкультминутка

- Вспомните, где находится наш язычок, когда мы произносим звук [с] – внизу, а [ш] – наверху. Дети встают и выполняют с движением рук вверх и приседанием, руки опускают)

Язык вверх - ша-ша-ша. Наша Маша хороша.

Язык вниз - са-са-са. Укусила нас оса.

Язык вверх - шу-шу-шу. Шубу новую ношу.

Язык вниз - су-су-су. В лесу увидели лису.

Язык вверх - ши-ши-ши. Маша с Машей - малыши.

Язык вниз - сы-сы-сы. Зайка скачет от лисы

VII Различение свистящих и шипящих с-ш в письме и чтении.

1) Повторение написания букв.

- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

- «Волшебный экран». (Лист бархатной бумаги и шерстяная нить)

- Сложите букву ш. На что похожа? (на лесенку, забор, расческу).

- Что сложили? (букву ш).

- Почему это буква? (мы ее видим, пишем, читаем, печатаем).

- Сложите букву с.

Куда смотрит буква с? (вправо).

- Часть кружочка потерялась, буква с у нас осталась.

2) Чтение слов по таблице.

На таблице слева - картинки, справа - слова. Слово прочитать, соединить картинку со словом.

3) Письмо слов с буквами с-ш

Что такое кроссворд? (Игра - загадка, в которой отгадки заполняются буквами в клеточки - квадраты). Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и вписывают в клеточки ответы детей.

1) Легкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь.

На веревочке висит, зазеваюсь - улетит, (шар)

2)У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту, в высоту. (сосна).

3)На окне цветок колючий, смотрит он на улицу.

Вы его не троньте лучше, очень больно колется, (кактус)

4)Он черный, красный, желтый, синий.

С начинкой твердой в середине.

Он чертит и рисует. А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом, (карандаш)

VIII Итог. Рассказывание стих-ий со звуком «с», «ш» детьми. Подбор слов с этими звуками.

IX Физкультминутка. Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.

Логопед Дети от 1 лица

Поднимайтесь вытирайтесь поднимаюсь…

умывайтесь одевайтесь умываюсь…

обливайтесь собирайтесь и прощайтесь …и прощаюсь.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подг. группе. Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи.
Опубликовано: 10 декабря 2012 в 21:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подг. группе. Тема: Дифференциация звуков [с]-[ш] в устной и письменной речи.» (включая файлы) размещена пользователем Буданова Светлана (УИ 50811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД