Ольга Голубкина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звуки [Б]-Б], буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Б-Бь, буква Б».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
1. Закрепить правильное произношение и различение звуков [Б] – [Б’].
2. Учить определять место звука в слове.
3. Познакомиться с буквой Б.
4. Печатать в тетрадях букву Б и слоги и слова с буквой Б; знать основные отличия звука от буквы.
5. Учиться составлять схему предложений.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме „Звуки [Б]-Б], буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
6. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Оборудование:
- предметные картинки, содержащие звуки [Б],[Б’]: (барабан, бегемот, бант, бинокль, брошь, лебедь, юбка, голубь, белка, клубника, банан, брусника, брюки, бинт, азбука, рыба, арбуз, яблоко, обезьяна, бабочка);
- предметные картинки: капуста, помидор, огурец, корова, лошадь, овца;
- карточки для обозначения места звука в слове;
- тетради;
- карандаши;
- наборы для составления схемы предложения;
- индивидуальные зеркала;
- демонстрационная карточка с буквой Б;
- касса букв.
Ход образовательной деятельности:
Образовательная область по ФГОС: I. Речевое развитие.
Вид деятельности: Коммуникативная деятельность.
Содержание деятельности: Организационный момент. Загадка.
Логопед:
Он тугой и толстокожий.
Стукни палочкой. - Бам, бам!
Загремит. Смолчать не сможет
Этот громкий. .
Дети: БАРАБАН.
Логопед:
Какой первый звук в слове ББББарабан?
Дети: - звук Б.
Логопед:
Это кто с большим хвостом
Прячется за тем кустом?
Запасается грибами,
Уж зима не за горами.
Погрызет орешки мелко,
Кто, ребята, это?
Дети: БЕЛКА
Логопед: Какой первый звук в слове БьБьБелка?
Дети: - звук Бь.
Логопед: Правильно. Сегодня на занятии мы будем с вами повторять звуки Б и Бь и выучим букву Б.
II. Физическое развитие. Вид деятельности: Двигательная активность.
Содержание деятельности: Пальчиковая гимнастика "Печём блины"
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной!
А) левая рука касается стола ладонью, правая тыльной стороной:
Б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука ладонью.
Логопед: Какие слово со звуком Б встретилось нам в этой игре?
Дети: – БЛИНЫ.
Логопед: А где спрятался звук Б в слове БББЛИНЫ?
Дети: – В начале слова.
Артикуляционная гимнастика.
2 год обучения – гимнастика на верхний подъем языка. Выполняется детьми перед индивидуальными зеркалами.
- лопаточка
- чашечка
- грибок
- вкусное варенье
- лошадка
- качели и др.
III. Социально-коммуникативное развитие. Вид деятельности: Игровая деятельность.
Содержание деятельности: Игра «4 лишний».
На доске картинки: Капуста, помидор, банан, огурец.
Логопед: Какая картинка лишняя и почему?
Дети: БАНАН
Логопед: Почему "банан" лишний?
Дети: Потому что банан - это фрукт, а капуста, помидор, огурец это овощи.
Логопед: Правильно.
IV. Речевое развитие. Вид деятельности: Коммуникативная деятельность.
Содержание деятельности: Ситуативная беседа.
Логопед: ББББанан – какой первый звук в этом слове?
Дети: – Звук Б.
Логопед: Какой звук Б?
Дети: – Согласный, звонкий, твердый (материал не новый – дети должны сами давать характеристику, при необходимости еще раз обсудить артикуляцию).
V. Социально-коммуникативное развитие. Вид деятельности: Игровая деятельность.
Содержание деятельности: Игра «4 лишний».
На доске картинки: корова, овца, лошадь, белка.
Логопед: Какая картинка лишняя и почему?
Дети:– Белка – это дикое животное, а остальные – домашние.
VI. Речевое развитие. Вид деятельности: Коммуникативная деятельность.
Содержание деятельности: Ситуативная беседа.
Логопед: Какой первый звук в слове Бьбьбелка?
Дети:– Бь.
Логопед: Какой звук Бь?
Дети: - Согласный, звонкий, мягкий (материал не новый, дети сами характеризуют звук).
Логопед: В чем сходство и отличия звуков Б и Бь?
Дети:– Оба согласные, звонкие. Звук Б – твердый, а звук Бь – мягкий.
Попеременное произнесение звуков Б-Бь логопедом, детьми, хором, индивидуально, громко, тихо перед индивидуальными зеркалами.
VII. Социально-коммуникативное развитие. Вид деятельности: Игровая деятельность.
Содержание деятельности:
1. Игра "Поймай звук"
Девочки хлопают на звук Бь, мальчики топают на звук Б:
А) из ряда звуков: К, Б, В, ВЬ, БЬ, Б, Г, БЬ Д, Б, М, БЬ,В, Ф и др.
Б) из ряда слогов: БА, ХА, БИ, ВА, БО, ВО, ВИ, БЕ, ХО, КО, БУ, КУ, КЁ, БЁ, БЫ, МЫ, КЫ, ВЫ, БЯ, и др.
В) из ряда слов: билет, бант, букет, бокал, коробка, бегун, бальзам, брюки, кобра, браслет, бейсболка.
Логопед: На какое слово и девочки хлопнули, и мальчики – топнули?
Дети: БЕЙСБОЛКА, там есть и мягкий, и твердый звук.
2. Игра «Попугай».
Логопед: Давайте представим, что все вы превратились в маленьких попугайчиков. Я буду учить вас разговаривать. Кто лучше и правильнее всех повторит за мной, тот самый умный попугай.
АБ-ОБ-УБ-ИБ
БО-БУ-БЫ-БА
БУ-БЫ-БА-БО
ИБ-АБ-ОБ-УБ
БИ-БЕ-БЮ-БЯ
БЕ-БЮ-БЯ-БЕ
БЮ-БЯ-БИ-БЕ
БЯ-БИ-БЕ-БЮ
Логопед: А теперь попугаи будут говорить все наоборот – я говорю твердо, а попугайчики – должны говорить мягко.
Логопед: Дети:
ба-ба-ба - (бя-бя-бя)
бо-бо-бо - (бё-бё-бё)
бу-бу-бу - (бю-бю-бю)
бы-бы-бы – (би-би-би)
бэ-бэ-бэ - (бе-бе-бе)
VIII. Физическое развитие. Вид деятельности: Двигательная
Содержание деятельности: Физкультминутка. «Буратино потянулся.»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо не нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Логопед:Какое слово со звуком Б встретилось в игре?
Дети: БУРАТИНО.
Логопед: Кто такой БУРАТИНО? (ответы детей)
Логопед: Поделите слово БУРАТИНО на слоги. Дети хлопками делят слово на слоги.
Логопед: Сколько слогов в слове "буратино"?
Дети: 4.
Логопед: Как вы узнали, что 4 слога?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове "буратино 4 гласных, значит 4 слога".
IX. Речевое развитие, познавательное развитие. Вид деятельности: Продуктивная деятельность
Содержание деятельности: 1. Знакомство с буквой Б.
Логопед:Познакомьтесь, это буква Б.
Показ буквы и её рассматривание; написание буквы пальчиком в воздухе, на ладони, на столе, отыскивание в разрезной азбуке. Печатание буквы Б в тетради по образцу.
Стихотворение про букву Б
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
2. Работа с разрезной азбукой.
- найти букву Б;
- выложить слоги с буквой Б;
- выложить слова с буквой Б (сначала делаем звукобуквенный анализ)
БАК БАНТ БИНТ БОК;
- придумать с данными словами предложения и выложить схему этих предложений.
X. Речевое развитие. Вид деятельности: Коммуникативная деятельность.
Содержание деятельности: Итог занятия.
Логопед:
- с какой буквой познакомились?
- какие звуки эта буква обозначает?
- дайте характеристику звуку Б, звуку Бь, чем они похожи, чем отличаются?
- какие еще согласные звуки вы помните?