МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру в 4 классе «Зона арктических пустынь»

Сарычева Ксения Валерьевна
Конспект занятия по окружающему миру в 4 классе «Зона арктических пустынь»

Класс : 4

Тема урока: «Зона арктических пустынь»

Цель урока: создание условий для формирования умений реализации новых способов действий и формирования системы понятий по теме «Зона арктических пустынь»

Задачи урока Планируемые результаты

Дидактические:

1. Учить характеризовать природную зону по плану;

2. Познакомить учащихся с зоной арктических пустынь;

Использовать презентацию для формирования представлений о зонах арктических пустынь и их разнообразии. Предметные:

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в 4 классе „Зона арктических пустынь“» размещена в разделах

1. Формирование умения отличать зону арктических пустынь от других;

2. показывать природную зону на карте природных зон;

3. иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);

Развивающие:

Развивающие:

1. развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

2. развивать умения по саморегуляции деятельности

3. развивать рефлексивные способности Метапредметные:

Познавательные УУД (П) :

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

2) базовые исследовательские действия:

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

3) работа с информацией:

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Регулятивные УУД (Р) :

1) самоорганизация:

Развивать навыки самоорганизации в процессе усвоения новой информации о водных ресурсах и методов их рационального использования.

2) самоконтроль:

Формировать умения самоконтроля при выполнении заданий, связанных с оценкой влияния человека на водные ресурсы.

Коммуникативные УУД (К) :

1) общение:

Развивать навыки общения и совместной деятельности при обсуждении вопросов, связанных с уроком географии о зонах арктических пустынь;

2) совместная деятельность:

справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе и понимание значимости экологических проблем

Личностные:

1. Формировать бережное отношение к зонам арктических пустынь

2. проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

3. понимать ответственность за сохранение арктических пустынь.

Ход урока.

Организационный момент.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Запишите тему урока: «Зона арктических пустынь».

Работа над новой темой.

Учитель. К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут. (Учитель предлагает рассмотреть карту путешествия.)

Ученики. Наш путь проходит через льдины.

Учитель. На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» – какие встречаются растения; на «льдине зоологов» – каков мир животный.

Итак, в путь! Мы находимся на «льдине географов». На карте природных зон найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.

Ученики (показывают на карте). Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

Учитель. Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…

Учитель : вставить пропущенные слова в карточке:

Арктика – это огромное пространство … (Северного Ледовитого океана, с … (морями) и … (островами). Солнце направляет на это пространство (косые) лучи. Оно … (светит, но не греет. Зимой в Арктике … (полярная ночь). Дуют … (ветры, бушует … (пурга). Температура опускается до … (–60) градусов. Летом в Арктике … (полярный день, но … (тепла) тоже нет. Это зависит от географического … (положения) арктической зоны.

Учащиеся зачитывают текст вслух.

Учитель. К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Ребята, садимся на «льдину ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.

Ученики. Водоросли, лишайники, полярный мак.

Учитель показывает изображения растений Арктики : мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.

Затем предлагает вставить пропущенные слова в карточке.

На островах прямо на голых … (камнях) встречаются … (лишайники, они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом, большое количество … (водорослей).

Учащиеся зачитывают текст вслух.

Учитель. А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.

Ученики. Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.

Учитель предлагает вставить пропущенные слова в карточке.

Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются. (рачки, а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки, … (кайры) и … (гагарки, здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).

Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Учащиеся зачитывают текст вслух.

Учитель. В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).

Физкультминутка

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Отгадывают загадку: северное сияние.

Учитель. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.

О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.

Учитель. Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет подготовленный ученик.

Ученик. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Закрепление изученного материала.

1. Работа с подвижной планшетной картой.

1) Определите, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце. Объясните свой выбор.

2) Выберите и прикрепите картинки с изображением тех животных, которые обитают в Арктике. Как они приспособились?

3) Выберите и прикрепите картинки с изображением тех птиц, которые живут в Арктике. Как они приспособились?

4) Прикрепите картинки, изображающие растения, растущие в Арктике, к карте. Почему там растут только эти растения?

5) Прикрепите картинки, изображающие обитателей моря арктической зоны.

2. Составление пищевых цепей.

Водоросли – рачки – рыбы – птицы.

Водоросли – рачки – рыбы – белый медведь. И т. д.

Закрепление изученного.

Учитель. Разгадайте кроссворд и восстановите предложение: «… – царство льда и снега».

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в 4 классе «Зона арктических пустынь»
Опубликовано: 30 января 2024 в 11:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД