Лучший педагог года

Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты»

Алена Банина
Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты»

Занятие "Голубые глаза планеты!"

Цель: Расширение кругозора детей о водах своей местности, а также своей страны.

Результаты

Предметные: Дети будут иметь представление об экологии наших рек и смогут применить свои умения для подержания чистоты вблизи их берегов.

Метапредметные:

Познавательный: Расширение знаний о видах водоемов, реках России и Пермского края, поспособствуют повышению уровня познавательной активности в учебном процессе.

Коммуникативный: Развитие коммуникативных навыков при взаимодействии друг с другом.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Голубые глаза планеты“» размещена в разделах

Регулятивный: Составление плана действий для предотвращения загрязнения рек.

Личностные: Ответственная личность отвечающая за экологическую обстановку окружающих нас водоёмов.

Оснащение:

- инструменты: цветные карандаши; фломастеры.

-ТСО: интерактивная доска.

- музыка для организации рефлексии.

- наглядный материал: презентация (Приложение 2.1); атрибут «Капля» для рефлексии (Приложение 2.3).

- раздаточный материал: листы формата А4; листочки с загадками для игры «Круговорот воды в природе!» (Приложение 2.2).

Ход занятия:

I.Организационный этап (3 минуты) :

Ведущий: Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас в этой аудитории.

II. Целеполагание. Приём «Kлючевое слово» (2 минуты)

Хочу начать наше занятие с удивительной загадки. Угадайте, о каком веществе идёт речь? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Ответы детей: Воды.

Ведущий: Молодцы, догадались. Значит, о чем мы сегодня с вами будем вести беседу?

Ответы детей: О воде и ее особенностях, ее роли в нашей жизни.

Ведущий: Соглашусь с вами вы на истинном пути, мы обсудим с вами роль воды в нашей жизни; поговорим о прекрасных озерах и реках страны, нашей местности, а также их речных жителях; разработаем памятки «Берегите воду!».

III. Основной этап (35 минут)

3.1. Беседа о воде.

Ведущий: Тема занятия звучит так «Голубые глаза планеты». (Слайд №1)

Ребята, а что вы знаете о воде? Может какие-нибудь ее свойства?

Ответы детей: Это источник жизни, из нее состоят реки, моря, озера и т. д.

Ведущий: Наша планета Земля – планета воды : более занимают воды океанов, морей, озёр, рек, льдов. Облака – тоже скопления воды. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидим голубой шар, так как воды на планете очень много. (Слайд №2)

3.2. Игра «Круговорот воды в природе!». (Слайд № 3)

Ведущий: С игры «Круговорот воды в природе!» мы с вами начнем разговор про виды водоемов.

Сейчас я вам всем раздам листочки с загадками, которые вы будите читать друг другу каждый попытается отгадать загадку другого. А начну я с себя.

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается.

Как это зеркало называем? (Пруд, озеро)

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся. (Берега)

В тихую погоду - нет нас нигде,

А ветер подует - бежим по воде. (Волны)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море. (Река)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Говорю я брату:

- Ох, с неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеётся брат, -

Твой горох ведь это. (Град)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан. (Иней)

Растёт она вниз головой

Не летом растёт, а зимой.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад)

В огне не горит,

В воде не тонет. (Лёд)

По ней кораблики пускают,

Когда уходят холода.

Жаль только, мамы отпускают

Туда побегать не всегда. (Лужа)

Ведущий: Вот посмотрите, какое окружение воды. Среди густой сети бесчисленных речных потоков, бороздящих по всем направлениям поверхность земного шара, меж горных хребтов и лесов, на просторах равнин и степей – повсюду можно увидеть голубые пятна самого различного размера и формы. Это озёра, земные хранилища влаги, часть водных богатств нашей планеты.

(Слайд №4)

В нашей стране велик и разнообразен мир озёр! Какие озера вам известны?

Ответы детей: Байкал, Ладожское и Онежское озёра и т. д.

Ведущий: Замечательные ответы, у нас насчитывается около трёх миллионов больших и малых озёр. Отдых на берегу озера чудесен. Он всегда дарит радость и поднимает настроение.

3.3. Стихотворение «Утро на берегу озера».

Я хотела бы вам зачитать стихотворение «УТРО НА БЕРЕГУ ОЗЕРА» А чтобы вы лучше понимали эту картину, представьте, что вы на берегу озера.

Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток.

Окаймлённое кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,

По равнине вод

Лебедей ручное стадо

Медленно плывёт…

И. С. Никитин

3.4. Беседа об озерах (Каспийское, Байкал).

Ребята, кто из вас был на озере?

Ответы детей: Я был (а).

Ведущий: На каком озере вы были?

(Дети по желанию рассказывают, на каком озере они были)

Ведущий: Это хорошо, как вы думаете, плавать в озере легче или, наоборот, труднее, чем в реке или в море?

Ответы детей: Легче.

Ведущий: Чем озёрная вода отличается от морской или речной?

Ответы детей: В озере вода пресная.

Ведущий: Так как вода в озерах пресная; нет течения в озере, как в реке.

Ребята, а какое самое большое озеро на Земле?

Ответы детей: Каспийское озеро. (Слайд №5)

Ведущий: Молодцы! За его огромный размер его называют морем – Каспийское море, или Каспий.

Теперь давайте поговорим о самом глубоком и чистом озере на Земле, что это за озеро?

Ответы детей: Байкал.

Ведущий: Это озеро Байкал. (Слайд №6)

У этого озера всех больше имён. «Жемчужина Сибири», «Священное море», «Сибирский феномен» - как только не называют его! Богатое озеро – такое имя дали ему якуты. Золотое озеро – говорят алтайцы. Огненное озеро – зовут буряты, а у монголов в ходу наименование – Великое озеро.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что и у нас в Пермском крае есть озёра? Но они необычные, они карстовые.

Карстовое озеро - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и сравнительно легко растворимыми в воде горными породами — гипсом, известняком, мрамором, доломитом и каменной солью. Эти озёра вы можете увидеть на экране. (Слайд №7)

3.5. Беседа о реках

Ведущий: Теперь предлагаю поговорить о реках.

С чего начинается река?

Ответы детей: С ручейка, с озера

Ведущий: Правильно, куда впадает река?

Ответы детей: В океаны, в моря.

Ведущий: Какие реки нашей страны вы знаете?

Ответы детей: Волга, Енисей, Лена, Иртыш, Дон, Кама, Обь.

Ведущий: Обратите внимание на экран, о какой реке пойдет речь, разгадайте ребус. (Слайд №8)

Ответы детей: Кама.

Ведущий: Верно, речь пойдет о реке Каме. (Слайд №9)

Что вы знаете об этой реке?

Ответы детей: Кама-приток Волги, река, которая протекает у нас в Перми. В ней много обитает рыбы.

Ведущий: Удивительные ответы, Кама – крупнейший левый приток Волги. Исток ее находится на Верхнекамской возвышенности, недалеко от Села Карпушата.

Кама образуется от слияния 2 ручьев – Камского ключа и Быструшки. Впадает в Каспийское море.

По протяженности занимает 6 место в Европе. На реке Каме построено 2 больших водохранилища – Камское и Воткинское.

Как вы понимаете слово «водохранилище»?

Ответы детей: Искусственный водоем для хранения воды или регулирование запасов воды.

Соглашусь с вами, давайте поговорим о том, как Кама служит человеку. Чем же она нам помогает?

Ответы детей: Человек отдыхает, ловит рыбу в реке, купается.

Ведущий: Жители Прикамья очень любят отдыхать на своей любимой реке. Не так ли? Они с удовольствием катаются на моторных лодках, байдарках, серфингах. Купаются, ловят рыбу.

Кто знает, какая рыба водится в нашей реке?

Ответы детей: Окунь, лещ, судак и т. д.

Ведущий: В реке обитают стерлядь, осетр, лещ, сазан, жерех, густера, язь, судак, окунь, ерш, щука, налим и другие. (Слайд №10)

В верховьях на Вишере встречаются таймень, хариус.

Посмотрите на экран, под какой цифрой находится лещ? Щука? Окунь? Судак?

(Слайд №11)

Физминутка (Слайд №12)

Проводится с использованием интерактивной доски.

Ведущий: Ребята, кто из вас хоть раз ходил на рыбалку?

Какую рыбу вы ловили?

Ответы детей: Окунь, налим, жерех.

Ведущий: Это хорошо, сейчас мы тоже отправимся на рыбалку.

Вам нужно поймать рыбу. Но только складывать будете в 2 ведра. В 1 ведро речную рыбу, во 2 ведро – морскую.

На слайде изображены 2 ведра и подписано – речная и морская, а также расположены названия рыб: камбала, ерш, треска, щука, горбуша, минтай, карась, окунь.

( Дети делятся на две команды и в режиме игры-эстафеты распределяют рыбу на две группы: речную и морскую).

Замечательно сходили.

Ведущий: Теперь, давайте обобщим, все то, что дает нам Кама – река.

Ответы детей: Развито судоходство, сплавляют лес.

Происходят перевозки грузов, пассажиров.

Место отдыха.

Ловят рыбу.

На Каме 2 водохранилища.

Ведущий: Что же нужно делать, чтобы река Кама и дальше служила человеку?

Ответы детей: Нужно заботиться о реке, не загрязнять ее.

3.6. Практическое задание «Разработка памяток»

Ведущий: Вы правы! Что случится, если исчезнет вся вода на Земле?

Ответы детей: Исчезнет и Земля, так как без воды не будет жизни.

Ведущий: Вот чтобы этого не случилось, я вам предлагаю разработать памятки под названием «Берегите воду».

Это индивидуальная работа. Каждому выдается лист бумаги, на котором ваша задача заключается написать в первую очередь заголовок «Берегите воду!», затем сами правила по использованию воды. Так вот для примера: Граждане, пожалуйста, закрывайте кран и т. д. Чтобы ваши памятки были яркими, можете сопроводить их рисунками.

После завершения работы, зачитаем их по желанию, а в конце занятия, организуем выставку ваших работ.

(Дети разрабатывают памятки, затем идет их просмотр и обсуждение). (Приложение 2.4)

IV. Заключительный этап. Рефлексия (5 минут)

Ведущий: Наше занятие подходит к концу, давайте подведем его итоги.

О чем мы с вами вели речь?

Ответы детей: О роли воды в жизни человека; Об озерах нашей страны, а так же о реке нашего города, о морских и речных обитателях.

Приём «Передача-приём»

Ведущий: Но, это еще не все мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу на этом занятии. Для начала давайте обсудим, что мы с вами делали: участвовали в беседе о реках, озерах, отгадывали загадки о видах водоемов, решали ребусы, разрабатывали памятку.

У меня в руках - чудесная Капля, эта капля, ребята, не простая, она обладает волшебством, вот сейчас и увидите, что она вам приготовила. Теперь, я ее отдам одному из вас. Пока будет играть музыка, вы передаете Каплю друг другу. Музыка останавливается, и вы прекращаете ее передавать, у кого оказалась Капля, тот оценивает свою работу.

Работа на занятии оценивается по критериям:

- Что у меня получилось на этом занятии….

- Из сказанного больше всего запомнилось…

- К сожалению у меня не получилось… Потому что…

-Я научился (ась…

- Мне понравилось…

(Дети в течение этой рефлексии, оценивают свою работу на занятии).

Ведущий: Воду надо беречь. (Слайд №13)

Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь действительно, мы не слишком ценим воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран.

Ребята, берегите чистоту водоёмов! Не оставляйте мусор по берегам рек и озёр! Не бросайте ничего в водоемы! Ведь вода нужна всем! Вода – это жизнь!

Спасибо, вам за отличную работу! Приятно было с вами побеседовать. До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру для средней группы «Экскурсия в лес» Подготовила: Лагойда Н. С. воспитатель МБДОУ №4 «Росинка» г. Тихорецк. Тема: «Экскурсия в лес» Цель: создавать условия для расширения представлений.

Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Зима» Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе. Тема «Зима» Цель: дать элементарные представления о зимних изменениях в природе;.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Перелетные птицы» Программное содержание: Знакомить с сезонными изменениями в жизни птиц в осенний период. Познакомить детей с перелетными птицами. Учить.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы» Цель: -уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;.

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Спичка - невеличка» Цель: формировать у детей знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: дать понятие о том, какую опасность таит.

Конспект занятия по окружающему миру «Волшебница вода» Программное содержание: 1. Знакомство детей со свойствами воды (текучесть,пар лед,может растворять (не растворять,менять свой цвет,форму,вкус).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Цель: 1. Закрепить понятие «зимующие птицы»; 2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; 3. Расширить словарный запас: корм,.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Нерудные полезные ископаемые» Урок 13 Дата: Тема: Нерудные полезные ископаемые. Цели и задачи: Знакомство с нерудными полезными ископаемыми, уровень усвоения изученного.

Конспект занятия по окружающему миру «Животные луга» Тема урока: Животные луга Цель: • Познакомить учащихся с разнообразием животного мира луга; показать связь между ними. • Развивать логическое.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Реки и озёра Казахстана» Урок №17-18 Дата: Тема: Реки и озёра Казахстана. Цели и задачи: Сформировать знания о реках и озёрах Казахстана 1. Повторить имеющиеся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты»
Опубликовано: 17 января 2016 в 11:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД