Акишина Олеся Николаевна
Конспект занятия по опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух и вода?»
Задачи:
Образовательные: 1. Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Публикация «Конспект занятия по опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.
Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.
Ход занятия:
Воспитатель: Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным.
Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях. ( ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты)
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? ( ответы детей: да)
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку :
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Что такое воздух? (ответы детей)
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? ( ответы детей: мы должны его почувствовать) Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? ( ответы детей: ветер).
Воспитатель: можем ли мы увидеть воздух? ( ответы детей: нет, он невидим).
Воспитатель: Давайте с вами проверим это.
Опыт №1 «Воздушные вихри»
Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла)- что вы чувствовали?
Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)
Воспитатель: есть ли у воздуха цвет? ( ответы детей: у воздуха нет цвета – он бесцветен)
Воспитатель: Какое ещё слово подходит для воздуха? ( ответы детей: он прозрачный, сквозь него видно всё окружающее нас).
Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? ( ответы детей: для дыхания).
Воспитатель: А теперь предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом.
Опыт № 3 «Дыхание»
Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (При вдохе). Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе).
Воспитатель : А мы можем не дышать? (Нет).
Делаем вывод: без дыхания жизни нет.
Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей).
Воспитатель: Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух? (ответы детей) Давайте это проверим.
Опыт № 4 «Сухой из воды»
Воспитатель: Посмотрите, что в нутрии этого стакана? ( ответы детей : стакан пуст). Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Воспитатель плавно и ровно опускает стакан вверх дном в ёмкость с водой. Воспитатель: ребята что происходит? Входит ли вода в стакан? (ответы детей)
Воспитатель: Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст?
Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется в верх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).
Воспитатель: Что это? Кто прятался в стакане? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.
Воспитатель: Как вы думаете, воздух прячется только в одном стакане или в других сосудах он тоже есть? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмём сосуды другой формы и размера и проделаем то же самое и с ними. Воспитатель: Оказывается, воздух заполняет все пустоты! Значит, своей формы у него нет. Воздух окружает нас повсюду. Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Воздух - это то, чем мы дышим. Он не имеет цвета и формы. Воспитатель: Как же нам его обнаружить? (ответы детей). Воздух есть везде. Проверим это, проведем опыт :
Опыт № 5. «Воздух»
Воспитатель: Возьмем два стакана в первый бросим камешек, а во второй мел. Что происходит? ( ответы детей: камешек и мел тонут, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх).
Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в камне и в меле и вышел из них, когда камень и мел попали в воду.
Воспитатель: Мы с вами провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ( ответы детей: воздух есть везде: в шарике, стакане, в камне, и в меле).
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть).