Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Загадки природы. Вулканы»

Надежда Томаткина
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Загадки природы. Вулканы»

Тема: «Загадки природы. Вулканы»

Возрастная группа: 5-6лет.

Вид занятия: интегрированное.

Формы: Познавательно-исследовательская, игровая, речевая, двигательная, продуктивная деятельность.

Форма организации: групповая

Интеграция ОО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Средства:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром „Загадки природы, Вулканы“» размещена в разделах

Зрительный ряд: посылка, пемза, записка, мольберт, картинка с изображением бога огня, картинка с изображением вулкана, иллюстрации с типами вулканов (действующий, потухший, спящий, иллюстрация с алгоритмом проведения опыта по извержению вулкана, для опыта на каждого ребёнка: маски защитные, шапочки, халаты, салфетки, макет вулкана, стаканы одноразовые №1 – сода, №2 – моющее средство, №3 – краска, №4 – лимонная кислота, №5 – вода, ложечки; обычный камень, две прозрачные глубокие тарелки с водой.

Мультимедийный ряд: видео о строении и типах вулканов

Литературный ряд: загадка, легенда о вулкане

Музыкальный ряд: звук извержения вулкана

Методы:

1. Наглядные: демонстрация наглядных пособий

2. Словесный: беседа, рассказывание.

3. Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: экспериментирование, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, познавательные игры, двигательная активность; поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сюрпризный момент.

Цель: расширение представлений детей о природном явлении – извержение вулкана.

Задачи:

Образовательные:

-формирование представлений о строении и типах вулканов.

-расширение словарного запаса по теме «Вулкан»: кратер, жерло, лава, действующий, спящий, потухший.

-развитие умения отвечать на вопросы полным предложением

Развивающие:

-развитие у детей любознательности, познавательной активности в процессе проведения опыта.

-развитие волевых качеств: самостоятельности, организованности, целеустремлённости.

-развитие диалогической речи

-развитие двигательной и образной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитательные:

-Воспитание интереса и стремления к познанию окружающего мира.

Прогнозируемый результат:

-обладают знаниями о строении и типах вулканов

-могут по схеме провести опыт

-делают вывод при решении проблемной задачи: пемза – застывшая вулканическая лава

-проявляют самостоятельность в разных видах деятельности

-активно общаются и взаимодействуют со сверстниками и взрослыми

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картинок о вулканах, чтение детской энциклопедии, изготовление детьми конуса из картона, повторение с детьми техники безопасности при проведении опытов.

Ход занятия

1. Орг. момент

- Ребята, давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, … .

2. Подготовительный этап

- Ребята, сегодня нам в детский сад пришла посылка. Вам интересно узнать, что в ней?

-Ой, а в посылке какой-то предмет.

-Вы знаете, что это такое? (Достаёт пемзу)

-А в посылке ещё есть записка. Послушайте:

Гора стоит, из нее дым валит,

потом шум, да гром – все горит кругом. Что это? (вулкан)

-Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Ребята, а вам интересно узнать, что общего у этого предмета и вулкана?

Тогда мы с вами постараемся это выяснить.

3. Основной этап

Ребята, я знаю легенду про вулкан. Хотите я вам ее расскажу?

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

-Ребята, что такое вулкан? А какой формы вулкан? На что он похож?

-Давайте на время превратимся в вулканы.

Динамическая пауза

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)

Последний раз огнём дыхнул -

(Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат, как драконы «извергающие огонь»)

И на десятки лет уснул.

(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)

- Ребята, а знаете ли вы как устроен вулкан? И оказывается вулканы бывают разными! Об этом мы узнаем, посмотрев небольшой фильм.

- Ребята, какой вулкан называют действующим?

-Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Извержение вулкана начинается с появления дыма. Затем происходит взрыв.

-Что находится на вершине вулкана?

Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость.

-Как она называется?

-Да, Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

-Ребята, а какие ещё бывают вулканы?

- Ну что же ребята, сейчас мы узнаем, кто из вас запомнил, какими бывают вулканы.

Давайте поиграем? Игра «Вулканы бывают разные». Дети становятся в круг.

Условные движения:

• -действующие вулканы – машем над головой руками;

• -потухший вулкан – приседаем и смыкаем перед собой руки в большое кольцо – это воронка потухшего вулкана;

• -спящие вулканы изображаем с помощью поочередного надувания и сдувания щек.

-А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать?

- Что вы испытываете, когда слышите этот звук? А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?

-Извергающаяся лава сжигает всё вокруг, Из-за выброса дыма и пепла невозможно дышать. Чаще всего извержение вулкана сопровождается землетрясением, которое разрушает целые города. Конечно жить рядом с вулканами опасно.

- А приносят ли вулканы пользу?

- Оседающий пепел делает почву вокруг вулканов очень плодородной и на ней собирают хорошие урожаи. Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. В вулканических породах есть элементы ценные для человека: сера, медь, олово, золото, серебро. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды.

Экспериментальная деятельность

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию и попробовать разбудить наши вулканы.

-Сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории:

1. Работать в лаборатории должны в масках (дети надевают маски,

2. Нельзя работать без головных уборов (надевают шапочки).

3. При проведении опыта необходимо быть очень аккуратными и внимательными.

4. Ничего не трогать, пока об этом не попросят.

5. Присаживайтесь и помогите друг другу завязать фартуки.

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета в стаканчике №1, моющее средство-№2, краситель – гуашь красного цвета-№3, лимонная кислота-№4, вода-№5, ложечки, и, конечно, сами макеты вулканов.

-Ребята, какие у нас на столе вулканы?

А теперь приступаем к эксперименту и попробуем разбудить наши вулканы: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, затем добавляем моющего средства, краску, добавляем лимонную кислоту и воду.

- Посмотрите, наш вулкан оживает. Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

- Обратите внимание, лава спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает.

-Ребята, а вы уже догадались, что общего у пемзы - камня, который был в посылке, и вулкана?

-Верно, пемза – это застывшая лава.

-Почему в пемзе дырочки? Что в них содержится? Как они образовываются?

-Как вы думаете, что легче: пемза или обычный камень?

-Как мы можем это доказать?

-Давайте опустим пемзу и обычный камень в воду

-Какое открытие мы сделали?

- Правильно, пемза - не тонет, а камень – тонет. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?

- Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха.

-Ребята, мы ответили на вопрос, что общего у пемзы и вулкана?

Из такой застывшей лавы люди строят дома.

4. Подведение итогов, рефлексия

-Сколько интересного и нового вы узнали сегодня!

-Что больше всего вам запомнилось и понравилось?

-Что было трудным? С кем бы вы могли поделиться своими открытиями?

-Я предлагаю вам дома рассказать родителям о том, как мы сегодня заставили вулкан извергаться и нарисовать его. Завтра ваши рисунки мы вложим в альбом с нашими опытами.

-Молодцы, ребята, спасибо вам за работу!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Что нам осень принесла» в средней группеКонспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Что нам осень принесла» в средней группе Конспект «Что нам осень принесла» в средней группе Цель: Расширять представление детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к матрешкам» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с русской и мордовской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гости к Оли и Толи" во 2 младшей группе. Задачи:Продолжать показывать детям функциональное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Части суток» Тема: Части суток Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Загадки природы. Вулканы»
Опубликовано: 23 июля 2023 в 09:52
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД