ольга захарченко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей группы «Особый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
для детей группы «Особый ребёнок» (1-й год обучения)
Цель: Создание условий для познавательного и речевого развития посредством использования сюжетной игры-«шумелки» «Весеннее настроение».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, стремления продлить эмоциональный контакт, включения общения в практическое сотрудничество со взрослым.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей группы „Особый ребенок“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятие различно-интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинетических ощущений и пальцевого осязания).
3. Развитие речевого дыхания (увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребёнка).
4. Развитие элементарных представлений об окружающем.
Коррекционно-развивающие:
1. Формирование подготовительных этапов понимания речи.
2. Формирование предметной деятельности (движений руки и действий с предметами, способности включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.
3. Формирование наглядно-действенного мышления, внимания, переключения в деятельности.
4. Развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий).
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование положительного эмоционального отношения детей к занятиям.
2. Формирование навыков доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам в процессе совместной деятельности.
3. Формирование умения работать в группе.
Предварительная работа:
1. Подготовка к организации и проведению подгруппового коррекционно-развивающего занятия, оборудование.
2. Использование нестандартных материалов: шумовые («Шум дождя») и музыкальные (металлофон, барабан, птичка-свистулька) игрушки, заготовки «птичек-невеличек» из воздушного пластилина, бросовый материал (семена клёна).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Букет живых цветов (тюльпанов) в вазе;
шумовая игрушка «Шум дождя»;
музыкальные игрушки – птичка-свистулька, металлофон, барабан, шуршащий пакет.
Раздаточный:
заготовки птичек-невеличек из воздушного пластилина (по количеству детей, коробочки с семенами клёна (по количеству детей).
Ход занятия:
Вступительная часть (ритуал приветствия).
-Здравствуйте, ребята. Какое сегодня чудесное весеннее утро. Посмотрите, какие первые весенние цветы выросли на нашей клумбе. Почувствуйте, какой весенний аромат появился в нашей группе. Поэтому, у меня отличное настроение и я хочу поделиться им с вами. Давайте возьмёмся за руки и улыбнемся друг другу!
1 этап. Игровая ситуация (постановка проблемы).
-Мы украсим весенним букетом в нашу группу. А сами закроем глазки и послушаем, какие весенние звуки можно услышать вокруг?
Педагог исполняет на птичке-свистульке птичью трель, дети слушают.
-Открывайте скорее глаза, мы очутились в весеннем лесу, где слышно пение птиц.
(Педагог показывает детям, как играть на птичке-свистульке.)
-Послушайте, как звенит весенняя капель.
(Педагог показывает, как играть на металлофоне).
-Послушайте, как шумит первый весенний дождь.
(Педагог показывает, как играть на шумовой игрушке «Шум дождя»)
-Послушайте, как гремит первый весенний гром.
(Педагог показывает, как играть на барабане).
-Послушайте, как шуршат паучки, муравьи, червячки, которые проснулись после зимы.
(Педагог шуршит пакетом).
-А теперь покажем вместе, как весело топают ножки ребят, которые бегают по весенним лужам в новых сапожках.
(Дети вместе с педагогом стучат ладонями по коленкам).
-Ребята, разбирайте инструменты. Сейчас мы вместе поиграем и покажем, какие разные звуки можно услышать весной в лесу и вокруг.
2 этап. Игра-«шумелка» «Весеннее настроение».
Развитие слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, координации движений.
Педагог читает авторское стихотворение «Весеннее настроение». Дети играют на шумовых и музыкальных игрушках, выполняя действия в соответствии с содержанием текста.
-Наконец пришла весна,
Под журчание ручья.
(Ребёнок играет на шумовой игрушке «Шум дождя»).
-Под весёлый звон капели.
(Ребёнок играет на металлофоне).
- И под звуки птичьей трели.
(Ребёнок играет на птичке-свистульке).
-Под раскаты грома в небе.
(Ребёнок играет на барабане).
-Под ворчание медведя,
Дождь весенний долго лил,
Всю берлогу затопил.
(Ребёнок играет на шумовой игрушке «Шум дождя»).
-И шуршание паучков, муравьев и червячков.
(Ребёнок шуршит пакетом).
-И под топот детских ножек,
Новых лаковых сапожек.
(Ребёнок стучит ладошками по коленям).
-Наконец пришла весна,
И природа ожила!
(Дети играют все вместе на своих шумовых и музыкальных игрушках).
-Вы так замечательно играли. Какие удивительные весенние звуки мыс вами вместе услышали.
3 этап. Игра «Подарим птичкам пёрышки».
Развитие мелкой моторики, двигательно-кинетических ощущений и пальцевого осязания.
Издали снова слышится птичья трель.
-Посмотрите, сколько «птичек-невеличек» собралось на лесной полянке.
Педагог обращает внимание детей на поднос, который был накрыт покрывалом. На подносе заготовки птиц, сделанных из воздушного пластилина.
(Педагог создаёт проблемную ситуацию).
-Посмотрите, ребята, «птички-невелички» где-то потеряли свои пёрышки и просят у вас помощи. Мы подарим «птичкам-невеличкам» новые перышки.
(Педагог раздает каждому ребёнку заготовку птицы и коробочку с бросовым материалом – семенами клёна. Дети украшают птиц семенами клёна.)
-Какие вы, ребята, молодцы. Вы помогли птичкам-невеличкам и подарили им новые пёрышки!
4 этап. Психогимнастика «Птички».
Развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий).
Педагог предлагает детям самим превратиться в «птичек-невеличек». Дети встают и выполняют движения по показу педагога в соответствии с содержанием текста стихотворения.
- Птички по лесу летали, быстро крыльями махали.
(Дети машут руками).
-На полянку дружно сели и головками вертели.
(Дети присаживаются, поворачивают голову вправо-влево).
-Вкусных зёрен поискали, свежей травки пощипали.
(Дети стучат пальчиками по полу, показывают «щипательные» движения).
-Отдохнули, посидели, встрепенулись, полетели.
(Дети встряхивают кистями рук, машут руками).
Заключительная часть (ритуал прощания).
-Какие молодцы! Закроем глаза и ещё раз послушаем песенку «птичек-невеличек».
Дети закрывают глаза. Педагог играет на птичке-свистульке.
-Сегодня мы с вами интересно играли и много нового узнали. Возьмите на память ваших «птичек-невеличек». Пусть они напоминают продолжают радовать своим весенним настроением!