Елена Осинцева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Чего не знал Чебурашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Чего не знал Чебурашка»
Составитель: воспитатель Осинцева Елена Александровна
Место проведения: город Курган, МБДОУ «Детский сад №137 «Алиса»
Группа: подготовительная, логопедическая
Участники: дети и воспитатели
Продолжительность: 28 минут
Цель: способствовать расширению кругозора детей
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Чего не знал Чебурашка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Чебурашка
- Темочки
1. Способствовать расширению и уточнению знаний детей о перелётных птицах.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, воображение, познавательную активность.
3. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом, способствовать употреблению в речи сложноподчинённых предложений, согласованию слов в предложении, развитию речи. Следить за автоматизацией поставленных звуков.
4. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям,
закладывать основы экологического воспитания.
5. Индивидуальная работа (Дети, находящиеся на индивидуальном маршруте)
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах, составление описательных рассказов о птицах.
Материал к занятию : картинки с изображением перелётных птиц (Лебедь, ласточка, соловей, журавль, грач, скворец, цапля, иволга); фотографии перелётных птиц, большой конверт с вырезанным окошечком, картинки с изображением гнёзд, перелётных птиц, карточки – схемы для составления рассказа о лебеде; игрушка Чебурашка. ПК: игра «Какой птицы не стало», зрительная гимнастика «Полёт птицы», запись музыки «Улетающие птицы» Сергея Чекалина, фрагмент балета «Лебединое озеро». Конверт с письмом.
Этапы занятия : организационно – мотивационный (4 минуты, игра «Отгадай птицу по описанию» (4 минуты, игра «Какой птицы не стало» (1 минута, динамическая пауза «Птицы в клетке» (1 минута, игра «Угадай чей голос» (1 минута, игра «Чья фотография в конверте?» (4 минуты, игра «Гнездо для птицы» (3 минуты, зрительная гимнастика «Полёт птицы» (1 минута, игра «В какую птицу я превратился?» (4 минуты, упражнение «Составь рассказ о птице по карточкам – схемам» (3 минуты, релаксация (1 минута, итог (2 минуты).
Ход занятия.
(В группе звучит музыка)
Воспитатель: Дети, что вам напоминает музыка?
(Улетающих птиц)
- Где можно их увидеть? (В парках, садах, на участках, в лесу и т. д.)
Проводится пальчиковая гимнастика
«Птицы»
Эта птичка – соловей,
(Загибают пальцы на обеих руках.)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)
Воспитатель: К нам сегодня пришёл гость, давайте с ним пообщаемся.
(«Озвучивает» игрушку)
Чебурашка : Здравствуйте, дети. Вам письмо от крокодила Гены.
(Дети здороваются, воспитатель читает письмо).
Письмо: «Дорогие ребята! Мы с Чебурашкой любим разгадывать кроссворды. В них часто встречаются вопросы о перелётных птицах, а я о них почти ничего не знаю. Я не птица, а крокодил, помогите мне больше о них узнать. Я к вам не могу приехать, дежурю в зоопарке, посылаю Чебурашку, он мне всё расскажет.
С уважением, Гена»
Воспитатель: Конечно, Чебурашка, мы поможем, расскажем, что знаем, а может, и новое что – то узнаем. Задавай свои вопросы.
Чебурашка : Покажите, пожалуйста, как вы умеете отгадывать загадки о перелётных птицах.
Игра- загадка «Отгадай птицу по описанию»
Ход игры: Воспитатель рассказывает о птице, а дети отгадывают, о какой птице идёт речь (Соловей, цапля, лебедь, пеликан, иволга, берут картинки, помещают на доску) Новая птица – иволга. (Дети повторяют рассказ-описание иволги).
Чебурашка : Дети, с помощью чего птицы преодолевают большие расстояния?
Дети: С помощью крыльев. Птицы умеют летать.
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру «Какой птицы не стало?», посмотрим, какая птица улетела.
Игра «Какой птицы не стало?» (ПК)
Дети:
-Не стало грача,
-Не стало ласточки,
-Не стало иволги.
Чебурашка : Птицы летают, потому что любят свободу, и в клетках томиться им не годиться.
Воспитатель: Верно, давайте поиграем в игру «Птицы в клетке»
Динамическая пауза. Игра “Птицы в клетке”.
Правило: Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты “воротиками” - это клетка. Остальные дети вбегают в “воротики” и выбегают из них. По сигналу педагога (хлопок в ладоши) “воротики” опускаются, пойманные дети называют любую перелётную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2 раза.
Чебурашка : Чем птицы отличаются друг от друга?
Предположение: голосами.
Воспитатель: Слушать голоса птиц очень интересно, давайте попробуем угадать птиц по голосу.
Игра: «Угадай чей голос» (Грач, журавль, ласточка, соловей, цапля) (ПК)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Чем же ещё отличаются друг от друга птицы?
Дети: Внешним видом.
Воспитатель: Вот ещё одна загадка, отгадайте, какая птица спряталась в конверте.
Игра: «Чья фотография в конверте?» (Конверт с окошечком)
Правило: дети отгадывают и узнают птицу по фрагменту, достают фотографию из конверта.
Чебурашка : Как ты догадался, что это ласточка?
Ребё нок: У ласточки хвост вилочкой и т. п.
Чебурашка : Дети, отгадайте загадку: «Без рук, без топорёнка построена избёнка»
Дети: Это гнездо.
Чебурашка : А зачем я вам загадал загадку про гнездо?
Дети: У птиц разные гнёзда.
Воспитатель: Где птицы могу строить гнёзда?
Дети: На деревьях, на земле, на болоте и т. д.
Чебурашка : На этом столе карточки с изображением птиц и гнёзд, но я не знаю у какой птицы, какое гнездо.
Воспитатель: Давайте поможем Чебурашке.
Игра: «Гнездо для птицы»
Правило: Игра проводится в парах, один ребёнок берёт карточку с изображением птицы, а другой находит карточку с изображением гнезда.
- Это аист
- Это гнездо аиста и т. п.
Чебурашка : Молодцы, ребята, я всё стараюсь запомнить, даже хочется закрыть глаза, чтобы лучше думать.
Воспитатель: Давайте проведём гимнастику, где можно глазки закрывать и открывать.
Проводится зрительная гимнастика «Полёт птицы» (ПК)
Чебурашка : А почему всё таки птицы улетают?
(Ответы детей)
Чебурашка : Дети, а вы хотели бы превратиться в птиц?
Дети: Да, хотели бы.
Проводится игра «В какую птицу я превратился?»
Правило: ребёнок «превращается в птицу», загадывает о себе загадку, аостальные отгадывают, в какую птицу он «превратился».
1. Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
2. Я пою лучше всех птиц (Соловей)
3. Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)
4. Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
5. Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
6. Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса, – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).
7. Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
Воспитатель: Чебурашка, а теперь дети тебе загадают загадку о перелётной птице по карточкам - схемам. (Лебедь)
Упражнение «Составь рассказ о птице по карточкам – схемам»
(Дети берут карточки – схемы, рассказывают друг за другом).
- Эта птица белая, может быть и чёрной
- Живёт на озёрах
- У неё красный клюв
- Птицы живут парами
- Вместе живут больше двадцати лет
(Чебурашка отгадывает, дети дарят ему карточки – схемы)
Чебурашка : Спасибо, я с удовольствием поиграю с Геной и расскажу ему всё, что узнал о перелётных птицах. До свидания!
(Дети прощаются)
Релаксация.
Воспитатель:
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (Дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (Дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (Дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
Итог.
Воспитатель:
- Что понравилось на занятии?
- Какие игры запомнились?
- О какой птице вы услышали впервые?
Воспитатель: Мы с вами ещё много нового узнаем о перелётных птицах, а сейчас я приглашаю вас посмотреть фрагмент балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».