Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Багирян Гаяне
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы „В русской горнице“» размещена в разделах

Программные задачи: Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (печь, ухват, чугунок, рушник, прялка, веретено, сундук, а также за счет малых фольклорных форм: пословиц, поговорок загадок; воспитывать любовь к своей Родине, ее истории, культуре, народу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: беседы по теме; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций по теме.

Материалы и оборудование: макет русской избы с предметами быта русского народа, тесто, каравай (или сдобный хлеб) для сюрпризного момента).

Ход ООД :

Дети сидят полукругом.

Воспитатель спрашивает:

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России).

Какое красивое название у нашей страны. Вспомните, откуда взялось такое название? (Давно в нашей стране жили люди с русыми волосами, их называли русичами, а страну Русью или Росью. От этого слова и произошло название Россия).

А может быть, слово Россия связано со словом роса такая же светлая, чистая…

Послушайте стихотворение

… «За ясные зори, умытые росами.

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Её по-славянски назвали Россией» …

- Ребята, а какие страны вы еще знаете? (Ответы детей)

- Молодцы! Скажите, кто живет во Франции? (Французы). Правильно. А в Англии? (Англичане). Верно. А мы живем в России, значит мы? (русские) Правильно ребята. Россия – наша Родина. А как вы думаете, что такое Родина? (Родина – это место, где мы родились, где мы живем). Верно. Есть даже такая пословица: «Где родился, там и пригодился». Вспомните и вы пословицы о нашей Родине, о России. (дети вспоминают пословицы о Родине)

Наша страна большая. В ней много красивых городов, сел, деревень. А мы живем в городе или в деревне? (В городе). А почему вы так думаете? (Ответы детей).

Поднимите руку у кого дома есть телевизор? А холодильник? А у кого по вечерам горит свет? Мы даже себе не представляем, чтобы этого всего у нас не было, верно? Как вы думаете всегда так было? (Ответы детей).

Чтобы нам не гадать я предлагаю заглянуть в прошлое и посмотреть как жили люди в старину. Поможет нам ковер – самолет. Но до него нам надо дойти.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке…

По тропинке побежим,

К самолету прибежим.

Сядем на ковер мы — самолет

И отправимся в полет…

Садитесь и закрывайте глаза. (Звучит музыка).

Дети открывают глаза и оказываются в русской горнице.

Воспитатель (одетый в русский костюм) :

- Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые. Я хозяйка этой горницы Настасьюшка. Проходите, располагайтесь поудобнее. Осмотритесь. Что вы видите в моей избе? (Печку, сундук, лавки).

Но самое главное в моей избе… (пауза)

Летом спит,

Зимой горит,

Щи, да кашу варит,

И тепло нам дарит.

Что это такое? (Печка)

Скажите, зачем она нужна? (Готовить, печь хлеб, греться, отапливать избу, спать, сушить одежду, разные травки и т. д.).

Без печки не представляли себе жизни. И в народе о ней пословицы и поговорки складывали. Я знаю такую: «Догадлив тот хозяин, что на печи избу поставил». А вы знаете? (ответы детей).

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок.

- В каких сказках встречались мы с печкой? Дети вспоминают. Например: печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю, в печке прячется козленок от волка, Колобка испекли в русской печи.

Молодцы! Но пока мы с вами разговаривали, тесто мое подошло, пора его в печь сажать. А поможет мне этот предмет. (Воспитатель показывает детям лопату). Он помог и бабушке из сказки достать колобка из печи. Что это такое, на что похоже? (Ответы детей). Этот предмет так и называется лопата. А чтобы хлеб удался, надо сказать такие слова:

Жарко мы натопим печку. (потирают ладони)

Сварим щи, похлебку, гречку. (имитируют еду ложкой)

Подрумянятся в печи (круговыми движениями потирают щеки)

Пироги и калачи. (имитируют выпекание пирожков)

Воспитатель вызывает одного ребенка и вместе с ним «сажает» тесто в печь.

Воспитатель:

-Хлеб сидит у нас в печи, нам сварить осталось щи.

-Ребятушки, а в чем варятся щи? (В чугунке). Правильно. Но чтобы поставить чугунок в печь нужно воспользоваться таким предметом (воспитатель демонстрирует ухват) Может быть кто-то знает, как он называется? (Ухват). А без ухвата нельзя поставить? (Нет, можно обжечься). Верно, ухват нужен для того, чтобы печной жар руки не обжег.

Ну вот, обед у нас в печи. Теперь можно и рукоделием заняться. А рукоделие – это что такое? (То, что делают руками: шитье, вышивание, вязание). А из чего вяжут вещи? (Из ниток). А нитки где берут? (Нитки прядут прялкой или веретеном). Поможете мне ниток напрясть? Спасибо. А чтобы работа спорилась давайте скажем добрые слова:

Ты крутись, крутись, крутись,

Веретенце, не ленись!

Веретенце не ленись,

Пряжа тонкая не рвись. (дети имитируют пряжу ниток на веретене)

-Ниток мы напряли. Что с ними можно сделать? (Связать из них варежки, носочки, кофточки). Правильно. А где в моей избе можно хранить эти вещи? Куда их можно положить? (В сундук). Молодцы! А сундук для чего еще может пригодиться? (На нем можно сидеть и даже спать).

- Вот и хлеб наш готов. Как же нам достать его из печи? (Надо взять лопату, вынуть хлеб из печи и положить его на рушник, длинное вышитое полотенце).

-Много мы дел сегодня сделали. Назовите их (хлеб испекли, обед сварили, ниток напряли.).

- Пора и отдохнуть. Становитесь, будем хоровод водить.

Дети вместе с воспитателем водят хоровод под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

(Звучит музыка). Воспитатель:

- Слышите, знакомая музыка зовет вас в дорогу. Но по старой русской традиции я не могу отпустить вас без гостинца. Возьмите каравай из русской печки. (Воспитатель подает каравай одному ребенку).

Дети садятся на ковер — самолет и закрывают глаза.

Рефлексия

- Где вы были? Что видели? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по временам года» для детей средней группы Цель: закрепить полученные знания об окружающем мире природы, научиться анализировать, сравнивать, делать обобщения, устанавливать простейшие.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Вода» Цель: обобщить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы «Чудесный мешочек» Цель: формирование представлений детей о различных геометрических формах (шар, куб, кирпичик) Материалы: мешочек, форма куба,кирпичика и.

Конспект занятия для младшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы. Синица» Тема: Зимующие птицы. Синица. Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города. Программное содержание: Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для первой младшей группы «Ловись рыбка»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для первой младшей группы «Ловись рыбка» Цель: Познакомить детей со свойствами воды плавающих игрушек, научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Словарная.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Времена года» Конспект подготовила Крымова Инна Павловна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Времена года».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» для детей старшей группы Цель: Создавать условия для формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах. Задачи: - Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мы — пешеходы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Мы – пешеходы»Программные задачи: • Закрепить знание детей о.

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №18 План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней.

План-конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром План –конспект занятия в старшей группе по ознакомлению о окружающим миром. Тема: Это я это мы. Цели занятия: закреплять знания детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»
Опубликовано: 2 октября 2018 в 10:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД