Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Солнце-источник тепла и света»

Татьяна Утегулова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Солнце-источник тепла и света»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Образовательные: Дать представление о Солнце, как о звезде и источнике жизни на земле; закрепить знания о том, как происходит смена дня и ночи, времён года;

Развивающие: развивать речь детей, логическое мышление, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; умение рассуждать, внимание, логическое и пространственное мышление, смекалку, фантазию, творчество, моторику рук.

Воспитательные: бережное, заботливое отношение к природе; любовь к родной земле.

Предварительная работа.

Наблюдение за звёздным небом в сумерки;

Игры с солнечным зайчиком;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Солнце-источник тепла и света“» размещена в разделах

Опыты с нагреванием на солнце предметов белого и чёрного цвета с целью уточнения степени нагревания различных предметов;

Знакомство с иллюстрированным атласом, глобусом, картой звёздного неба.

Материалы и оборудование.

Макет Солнечной системы, глобус, кубики из набора палочек Кюизенера, мяч, свечка, фонарик, электрическую лампочка, утюг, обогреватель, плитка, картинки с изображением водоема, растений, животных и планеты в обычном виде и в том, как бы они выглядели, если бы пропало солнышко, интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, шар – звездное небо.

Ход занятия.

Дети сидят на коврике. Внимание детей привлекает начавшийся на интерактивной доске сюжет из мультфильма «Краденое солнце» По произведению К. И. Чуковского, где крокодил проглотил солнце. (с начала до 1 минуты)

Воспитатель: А что же произошло дальше в сказке Корнея Ивановича Чуковского?

Дети: Потерялись медвежата, плачет зайка на лужайке, воробью зернышко не видно, кто на улицу попал, заблудился и пропал…

Воспитатель: Проглотил крокодил солнце. Что будем делать?

Дети: Нужно помочь бедным зверятам.

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь?

Дети: Попробуем найти замену солнцу.

Воспитатель: Что мы получаем от солнца?

Дети: Свет, тепло.

Воспитатель: Чем можно заменить солнышко? У нас в группе есть такие предметы, которые дают свет и тепло.

Дети ищут в группе предметы, которые могут светить и греть и светить : находят свечку, электрическую лампочку, утюг, обогреватель, плитку.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какой из этих предметов является источником света и тепла, но отличается от других предметов?

Дети: Свечка.

Воспитатель: Объясните, почему? Как можно назвать все остальные предметы, одним словом?

Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Могут ли помочь все эти предметы зверятам?

Дети: Могут.

Воспитатель: А если вдруг отключат электричество? Что произойдет?

Дети: Будет темно и холодно.

Воспитатель: Так сумели мы найти замену солнцу?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, что же, все таки, такое солнце такое незаменимое и нужное?

Дети: Солнце это звезда. Солнце — центр Солнечной системы. Центральное тело солнечной системы - представляет собою горячий газовый шар, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы.

Воспитатель: Я вижу, вы уже много знаете о солнце, но давайте ещё спросим об этом у космонавта, он то нам и расскажет, что такое солнце.

(Входит космонавт, звучит космическая музыка)

Воспитатель: Здравствуй космонавт! Расскажи, пожалуйста, нашим ребятам, что же такое солнце.

Космонавт: Солнце — ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Земля и восемь других планет вращается вокруг Солнца, все они составляют Солнечную систему. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него.

Как и другие звезды, Солнце — пылающий шар. Солнце намного больше Земли. Наша планета в сравнении с Солнцем — как горошина рядом с арбузом. Но нам оно кажется небольшим, так как находится от Земли очень далеко - на расстоянии 150 миллионов километров. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету.

Воспитатель: Ребята, нам космонавт сказал, что солнце это одна из звезд, а на небе очень много звезд. Мы можем заменить наше солнце новой звездой?

Дети: Мы можем пригласить любую из звёзд быть нашим солнцем.

Воспитатель: Только для этого нам, вместе с космонавтом нужно полететь в космос. На чем же мы можем полететь в космос?

Ответы детей: На ракете.

Воспитатель: Чтобы построить ракету, нужно пойти на склад, взять инструменты для построения ракет – это будут палочки Кюизенера. Возьмите инструменты и найдите свой космодром. Ракету конструируем по собственным проектам. Время я засекаю на песочных часах. Открываем коробки. Готовы? Начали (переворачиваем песочные часы)

Воспитатель: Смотрите, какие замечательные ракеты у нас получились! (Рассматривают ракеты, у кого какая получилась).

Воспитатель: Ну что, наши ракеты готовы к запуску в космическое путешествие, пора отправляться в космос, только смотрите, наш космонавт в скафандре, давайте и мы наденем скафандры (надеваем воображаемые скафандры) : Надеваем космические сапоги, скафандр, шлемы. (звучит музыка космическая) Начинаем обратный отсчёт 10987654321 взлетаем….

( отправляются в спальню: окна завешены плотной тканью, в комнате темно)

Воспитатель: Ребята смотрите, несмотря на то, что в космосе очень много звёзд, здесь очень темно: «Окрашен космос в черный цвет, поскольку воздуха там нет!» У нас на земле может быть также темно, как в космосе, если солнца не будет. А что может произойти, если не будет солнца?

(воспитатель фонариком направляет луч света на картинки на стене:

• Что случится с водоемами?

• Что случится растениями?

• Что случится с животными?

• И что же случится с планетой?

(кусочек мультфильма на ноутбуке)

Воспитатель: Жизнь на Земле без солнца угасла бы.

(Включается шар – звездное небо).

Воспитатель: Ребята смотрите сколько звездочек!

-Звездочки, может, кто то из вас согласится стать нашим солнышком?

Аудиозапись (голос звездочки) :- Нет. Мы далеко от вас и не можем осветить и обогреть вашу землю.

Воспитатель: Ну что же делать? Значит нужно крокодила попросить отдать наше солнышко.

Для этого нам нужно вернуться на землю - Закрываем глаза, обратный отчёт 10987654321. Вот мы и в детском саду…

Воспитатель: Слышите голос: (аудиозапись – голос крокодила) – Я отдам вам солнышко, если вы мне расскажите, как на земле происходит смена дня и ночи и времен года.

Воспитатель: Рассказать, как на земле происходит смена дня и ночи и времен года нам поможет макет солнечной системы. (Работа с макетом солнечной системы) :

Дети вместе с педагогом на макете видят, что Земля вращается вокруг Солнца и крутится вокруг своей оси. Во время вращения одна часть Земли освещается Солнцем. Другая часть находится в темноте, поскольку лучи Солнца на неё не попадают.

Воспитатель: Ребята, кто может рассказать, как происходит на земле смена дня и ночи. (отвечает тот ребенок, который поднял руку).

Ответ ребенка: На той стороне Земли, которая поворачивается к Солнцу, будет день. А на той, куда не попадает солнечный свет, в это время ночь.

Воспитатель: ЗА какой промежуток времени, Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

Дети: За 24 часа, то есть за сутки.

Воспитатель: За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

Ответы детей: За год.

Воспитатель: Во Время движения солнечные лучи неодинаково освещают разные полушария Земли. Летом лучи падают на наше полушарие почти прямо, хорошо нагревая. Весной, осенью, а особенно зимой лучи будто скользят по поверхности Земли, согревая её значительно меньше.

На интерактивной доске сюжет из мультфильма «Краденое солнце» где крокодил выпускает солнце. Конец 7м. 55сек.

Воспитатель: Ну вот, наше солнышко снова с нами. Посмотрите какое оно!

Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Воспитатель: У нас в вами сегодня было увлекательное приключение. Какой вывод мы с вами можем сделать?

Дети: Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно даёт свет и тепло всем обитателям нашей планеты.

Воспитатель: Спасибо вам за активную работу и за помощь, в том, что помогли выяснить, что было бы, если бы пропало солнышко.

Конспект для подготовительной группы «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Цель: Учить детей пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; упражнять в образовании однокоренных слов, активизировать в речи детей антонимы; ввести их в активный словарь.

Развивающие: Развивать память, мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую и звуковую культуру речи, а также развивать навыки драматизации

Воспитывающие: Воспитывать чувство коллективизма, и дружеские взаимоотношения, а также положительные качества личности- уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа: загадывание загадок про животных, разучивание пословиц и поговорок про добро и зло.

Материалы и оборудование: иллюстрации главных героев сказки «Волк и белка"

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, рассаживаемся все на свои стульчики. Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я хочу пригласить вас в сказку. Закройте глазки «Раз, два, повернись, в сказке очутись».

- Сегодня я для вас принесла диск.

- А как вы думаете, что на нем?

- Давайте посмотрим?

- Что же на нем записано?

- Давай те же их отгадаем и узнаем в какую же сказку мы попали?

Я люблю орешки,

И наряд мой прост,

Рыжая шубка

И пушистый хвост

С ветки прыгаю на ветку

По земле гуляю редко.

Дети: Белка

Воспитатель:

Злой и страшный серый зверь

Водится в лесу теперь

Всех зайчат перепугал

Белочек он разогнал

Он и хищный и голодный

Хоть и страшный и проворный

Дети: Волк

Воспитатель: Молодцы, умеете отгадывать загадки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами попали в одну из сказок, которую написал Л. Н. Толстой «Белка и волк»

-А сейчас давайте с вами немного отдохнем и вспомним стихотворения про белочку.

Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)

К зиме кладовку заполняла: (Наклоны – как будто что собирают)

Здесь – орешки, (Поворот вправо)

Тут – грибочек (Поворот влево)

Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)

- Молодцы, а теперь садитесь по удобней.

- Давайте внимательно послушаем сказку (чтение сказки)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить:

- Отпусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя. Но ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу, а то я боюсь тебя.

Волк отпустил. Белка убежала повыше на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Воспитатель: Про кого эта сказка?

Дети: про белку и волка

Воспитатель: Что произошло с героями сказки?

Дети: Белка прыгала и упала на спящего волка

Воспитатель: Почему волк отпустил белку?

Дети: Чтобы узнать, от чего белки так веселы

Воспитатель: Почему волк решил, что белки всегда веселы?

Дети: Потому что они скачут, резвятся

Воспитатель: Отчего белки веселы, а волку всегда скучно?

Дети: Волку скучно от того что он всегда злой

Словарная работа:

Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет»

- А чем можно обжечься?

- Кто из вас обжигался? Это больно?

- А когда больно хочется веселиться или плакать?

- Оказывается можно поранить плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку грустно, скучно, потому что его сердце болит, злость его жжет.

- Давайте еще раз я прочитаю вам эту сказку, а вы попробуете ее потом пересказать.

Повторное чтение сказки, с установкой на пересказ

Воспитатель: Кто же попробует пересказать. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя.

Воспитатель: Как называется сказка и кто ее автор?

Дети: «Белка и волк» автор- Л. Н Толстой

Воспитатель: Что делала белка?

Дети: Белка прыгала с ветки на ветку

Воспитатель: что делал волк?

Дети: Волк спал

Воспитатель: Чем сказка закончилась?

Дети: Сказка закончилась тем что что волк отпустил белку.

Воспитатель: Молодцы, как у вас все здорово получилось! Вы устали, давайте с вами отдохнем и выполним физкультминутку:

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим-

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминки

В: Молодцы, ребята. Какую сказку мы с вами сейчас рассказывали? Кто написал сказку «Белка и волк»?

- Давайте попробуем рассказать эту сказку по ролям.

- Кто действующие лица в сказке?

- Кто будет белка, волк, а я буду автор

Воспитатель: В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как они еще веселятся, что делают?

Дети: Скачут, резвятся, прыгают с ветки на ветку.

Воспитатель: Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье: веселые белки, белки веселы, белкам весело.

Белкам весело, а волк совсем не веселый. А какой?

Дети: Грустный

Воспитатель: Белки веселятся а волк?

Дети: Грустит

Воспитатель: Белкам весело, а волку?

Дети: Грустно.

Воспитатель: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны друг с другом по смыслу. И звучат они похоже. Это слова-родственники.

И слова веселый, весело, веселиться- тоже родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже.

Подберите слова, родственные слову радостный.

Если дети подбирают таких слов мало, воспитатель подводит их к этому, дает образец: «Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они. радуются. Можно сказать: им весело или им радостно; они веселы или они радостны; у белок веселье или у белок радость».

Много слов-родственников мы вспомнили. Придумайте предложения с ними.

Дети выполняют.

Игра с мячом «Скажи наоборот». Развитие антонимии.

Мягкий - твёрдый;

Тяжёлый - лёгкий;

Грустный - весёлый;

Громко - тихо;

Горячо - холодно;

Добрый - злой;

Высокий - низкий;

Сильный - слабый;

Толстый - худой;

Новый - старый;

Пустой - полный;

Узкий - широкий;

Шершавый - гладкий;

Глупый - умный;

Больной - здоровый;

Быстро - медленно;

Голодный - сытый;

День - ночь;

Зажечь - потушить;

Забыть - вспомнить;

Закопать - выкопать;

Друг - враг;

Мокрый - сухой;

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, были внимательны, хорошо меня слушали, правильно отвечали на поставленные вопросы, были активны.

- Что же больше всего вам понравилось на занятии?

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «У кормушки» Программное содержание. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности. Учить различать разные крупы, смешивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Где ночует Солнце и Почему бывает зима и лето?» 25 ноября 2015 года Цель: сформировать у дошкольников представление о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Солнце-источник тепла и света»
Опубликовано: 16 ноября 2021 в 18:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Солнце-источник тепла и света»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Утегулова (УИ 1804319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД