МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История русского костюма»

Гужова Александра Владимеровна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История русского костюма»

Тема: «История русского костюма»

Цель: побуждение интереса у детей к жизни наших предков через знакомство с русским народным костюмом.

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания об истоках русских народных традиций;

- освоение основ русского народного костюма, знакомство с некоторыми предметами русского народного костюма;

- расширить кругозор, обогащать словарный запас.

Развивающие:

- активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, кокошник, порты, шуба;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „История русского костюма“» размещена в разделах

-развить понимания бытования народного костюма, его истории и связи его со всей народной культурой;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

- воспитывать интерес к жизни предков, уважения к ним.

- воспитывать уважение к народным традициям и нравственных качеств детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», чтение и рассматривание книг с русскими народными сказками, русских народных игр «Ручеек», «Жмурки», «Горелки».

Словарная работа:, мешковина, холст, ситец, атлас, крестьяне, душегрея, символ, обёртывали, обычай.

Методы и приё мы: наглядный - показ игрушек, картинок, предметов. Словесный- рассказ, объяснение, беседа; вопросы к детям, указания.

Материал к занятиям : кукла в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением костюмов, картинки с образцами тканей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем,

друг друга, встанем в круг.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

Я из хлопка, льна и кожи,

Шерстяной бываю тоже.

Меня люди надевают

И со мной не замерзают.

( Ответ: Одежда)

Воспитатель: правильно.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Танюша (воспитатель показывает куклы). Ребята посмотрите, какая нарядная наша гостья.

II. Основная часть.

1. Беседа и рассказ воспитателя.

Воспитатель: Как вы думаете, одежда кукол отличается от нашей с вами одежды?

(Ответ детей)

Воспитатель: Правильно ребята.

Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси.

Давным-давно одежда служила только для защиты от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей.

В старые времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и разного фасона. Ребята, посмотрите что, принесла с собой Танюша. Хотите посмотреть, что это (Дети рассматривают картинки ткани)

Воспитатель: Из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого цвета, сначала некрасивая. Ткань делали дома, поэтому её называли – домотканая. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину у крестьян не было, и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим картинки, на которых изображены люди, жившие на Руси в старину.

Посмотрите, как они одеты.

Воспитатель Основной одеждой женщин была длинная сорочка.

Поверх сорочки надевали сарафан. ( Показ картинки: сорочка и сарафан).

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. ( Показ картинки: душегрея).

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Душегрея - это короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки, сзади собиралась складками.

- Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело была телогрея.

( Показ картинки: телогрея).

- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.

( Показ картинки: кокошники, косынки).

Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Косоворотка – рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. ( Показ картинки: рубашки и косоворотки).

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

Богатый кафтан был до пят, а кафтан бедного человека значительно короче, чтобы не мешал при ходьбе по грязным улицам.

- А что носили мужчины на голове? Мужской головной убор того времени – колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. В холодную зимнюю пору поверх одних портов надевали вторые. Носили и шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки и куницы. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Узор в виде орнамента, т. е. в виде ритмично повторяющегося рисунка, наносили на ворот, рукава, подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

- Как они назывались? (Портные)

Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по-разному, в зависимости от того, что они шили.

Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.

Что же это? До сих пор женщины носят сарафаны. Нам известны телогрейки, правда, они стали рабочей одеждой.

- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про элементы костюма, а вы попробуйте их отгадать.

1. Эта часть костюма 3. Ходит девица с косой

Не мужской кафтан. С непокрытой головой,

Носит красна девица Красоте помощник -

Длинный (сарафан). Расписной (кокошник).

2. С давних пор краса девицы 4. Ворот вышит, а застёжка

Не румяна, не ресницы. Сбоку подборотка.

Всюду русская краса - Всем наряд известен этот

С лентой длинная (коса) Как (косоворотка).

В старину, как и теперь, дети любили играть. А вы любите играть?

Тогда поиграем. Проводится подвижная русская народная игра «Ручеек».

3. Заключительная часть

- Давайте мы невеждами не будем, Историю костюма не забудем!

- Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).

- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы, чтобы помнить прошлое, историю наших предков).

Что вам понравилось?

Мне сегодня очень понравилось, как вы справились порадовал меня сегодня.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как живут звери зимой» в подготовительной группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема : «Как живут звери зимой». В подготовительной группе. Цель: Формирование знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История русского костюма»
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 10:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД