Ирина Трубаева
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Крылатый патруль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Крылатый патруль».
Цель: формировать элементарное экологическое мировоззрение детей.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с обитателями леса : птицами и насекомыми; рассказать о значении птиц и насекомых для растений леса;
- активизировать деятельность эко – дружины для создания эко – отеля для насекомых;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы „Крылатый патруль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-развивать память, наглядно – образное мышление, внимание, умение работать в команде;
- развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас: жужелица, златоглазка, ежемуха, глухарь, рябчик, поползень;
- воспитывать бережное отношение к природе, формировать понимание того, что даже вредных насекомых не стоит губить, так как они являются кормом для птиц и других хищных насекомых, а бороться с вредителями можно биологическими способами.
Материалы и оборудование: глобус, иллюстрации с изображением лиственноного и смешанного леса, карточка – картинки «Насекомые - вредители, приносящие вред деревьям», «Насекомые – помощники», «Птицы леса»; деревянная коробка – домик, шишки, кочерыжки от кукурузы, сушеная кожура цитрусов, спилы веток деревьев; жетоны, мультфильм «Эколята».
Предварительная работа: беседы «Каких насекомых вы знаете?», «Какие птицы живут в нашем городе?», «Лиственные, хвойные и смешанные леса», сбор природного материала для создания эко – отеля для насекомых (солома, мох, веточки, кочерыжки от кукурузы, шишки, чтение экологических сказок «Дождевой червь», «Катя и божья коровка».
Ход развлечения.
Ведущий: Посмотрите, как красива наша Земля, особенно когда вся природа оживает и всё расцветает. Наиболее прекрасны леса нашей планеты! Они являются легкими Земли, вырабатывают огромное количество кислорода, насыщая им атмосферу. Благодаря этому все живое может легко и свободно дышать, расти, развиваться. Обратите внимание на иллюстрации, какой лес изображен на каждой из них? (ответы детей : лиственный и смешанный. Наводящие вопросы: Какие деревья вы видите на иллюстрации? Во что «одеты» ветви деревьев? (листья, иголки, Почему лес называется смешанным)
-Молодцы! Все знаете!
- Скажите, а какие враги могут быть у лесных растений?
(Ответы детей :
-человек вырубает леса;
- лесной пожар;
- гром и молния могут сжечь дерево;
- насекомые могут поедать листья, побеги, кору деревьев.)
- Вы все правильно говорите. Но сегодня я предлагаю подробнее остановиться на вопросе о насекомых – вредителях. Каких вредных для растений насекомых вы знаете? (ответы детей : колорадский жук, жук – короед).
- На самом деле их гораздо больше, вот посмотрите на некоторых из них. (педагог показывает карточки – картинки и поясняет:
Жук еловый усач – поедает молодую хвою, побеги и луб ели.
Листоед тополевый – съедает молодые побеги и листья тополя, ивы, осины.
Гребенчатый щелкун – личинка жука подъедает корни деревье.
Гусеницы бабочек – могут полностью съесть листь дерева.)
- Скажите, ребята, а как же бороться с такими насекомыми, как защитить от них лес. (ответы детей : брызгать на них отравой, убивать)
- Но ведь если, мы побрызгаем деревья и кустарники отравой, погибнут не только вредные, но и полезные насекомы, которые опыляют дерево, собирают нектар, делают мед. Как же быть? Необходимо прибегать к биологическим методам борьбы, то есть природным. Скажите, кто же в природе питается чаще всего насекомыми? (птицы)
- Правильно, поэтому мы должны защищать и оберегать птиц, подкармливать их зимой, строить для них скворечники и соблюдать правила поведения в лесу при встрече с птицами: не разорять гнезда, не трогать птенцов, не стрелять из рогатки.
- И сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете лесных птиц. Нам необходимо разделиться на две команды и попеременно каждой я буду загадывать загадки, если команда отгадывает – получает жетон, если нет, у команды соперника появляется возможность ответить. В этом конкурсе побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. (по мере отгадывания, ведущий показывает картинку с изображением птицы).
Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка - … (Трясогузка)
Синих крылышков красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком. (Сойка)
Чёрный, темноты темней,
Нету птиц, его умней.
На высокой ели – вон он.
Это – старый, мудрый… (Ворон)
У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками … (Глухаря)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало.
(Синичка)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец)
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.
(Сорока)
(подведение итогов)
- Вот какой крылатый патруль охраняет леса! Но птицы – это еще не все представители данного патруля, есть ведь и насекомые, которые являются помощниками людей и растений по борьбе с насекомыми – вредителями. Каких вы знаете насекомых – помощников? (стрекоза, богомол, божья коровка). К таким насекомым относятся еще и жужелица, муха – крыть, муравей, златоглазка, еже муха. (педагог показывает картинки). Они в огромных количествах поедают яйца, личинки и взрослых насекомых – вредителей.
- И следующее задание для наших команд: сейчас я перемешаю карточки с изображением насекомых, кто быстро и правильно разложит карточки на две стопки: вредные насекомые и насекомые – помощники, тот и выиграет! (должно быть два комплекта карточек для обеих команд).
- Итак, приступаем!
(подведение итогов этого конкурса, общий итог; команда – победитель объявляется знатоком «Крылатого патруля леса»)
- Не будем забывать, что мы с вами эколята – дошколята! И наша цель не только изучать природу, но и помогать ей. Поэтому я предлагаю вам смастерить эко – отель для насекомых. В нем смогут поселиться полезные насекомые и защищать зеленые растения от вредителей, но даже если наш отель придется по вкусу кому – то из вредоносных насекомых, то не беда! Наш эко – отель легко может превратиться в столовую для птиц, куда они будут прилетать за лакомством!
- Эко – отель - деревянный домик с множеством полочек, где расположены бревнышки, веточки, солома и другой природный материал, в котором могут поселиться насекомые. Итак, эко – дружина, приступаем к строительству эко отеля!
(дети совместно с педагогом мастерят домик для насекомых и вешают его на участке группы).
- Как здорово у нас получилось! Теперь насекомые могут быть хорошими помощниками и у нас на участке, в огороде или фруктовом саду. Они не только опыляют растения, но и участвуют в невидимой борьбе с вредителями и даже с заболеваниями. И полезных насекомых в сад нужно привлекать не в меньшей мере, чем птиц.
Ведущий: Ребята, у меня для вас есть сюрприз! Наши друзья эколята прислали нам видео послание, давайте зайдем в группу и посмотрим его! (по приходу детей в группу, педагог включает мультфильм «Эколята», после его просмотра проводится беседа)
- Почему лесная полянка была замусорена?
- Куда нужно выбрасывать мусор?
- Чем особенно опасен стеклянный мусор: бутылки, банки, зеркало?
- Можно ли разжигать костер в лесу?
- Как можно потушить костер?
- Чем опасен лесной пожар?
Ведущий: Итак, каких же правил необходимо неукоснительно придерживаться во время отдыха на природе?
Дети:
-Не мусорить.
- Не рвать цветы, не ломать ветви деревьев.
- Если разжигали костер, обязательно его затушить перед уходом водой или песком.
- Не ловить насекомых, не трогать птичьих гнезд.
Ведущий: Еще одним важным условием отдыха на природе является соблюдение разумной тишины. Нужно всегда помнить, что вокруг нас на деревьях, в траве, в почве, на земле живет множество существ, которых может напугать громкий звук. Птица или зверь, испугавшись, могут бросить своих детенышей, и они погибнут. Поэтому не стоит во время отдыха на природе включать громкую музыку, кричать, устраивать шумные игры.
Ребенок 3:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Ребенок 4:
Мы не гости на планете
И земля - наш дом,
Будет в нём светло и чисто,
Если мы ее спасём!
Ведущий. Наша земля - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Так будем же беречь и любить нашу планету!