Любовь Коряженкова
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Незнайка знакомится с птицами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: "Незнайка знакомится с птицами".
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально - коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе „Незнайка знакомится с птицами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Цель: формировать обобщенное представление о птицах, как о живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе.
Программные задачи:
Образовательные:
- уточнить знания детей о питании, строении и среде обитания птиц.
- познакомить со способами размножения птиц.
Развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, используя для общения схематическую модель.
- развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
- формировать интерес к миру птиц
- воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: "зародыш", "высиживать", "проклевывается", "вылупиться".
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин, работа с дидактической игрой "Кто где живет", "Угостим птиц".
Методы организации образовательной деятельности:
Словесные: беседа с элементами рассказа, рассказ, использование художественного слова.
Наглядные:
рассматривание иллюстраций, наблюдение за реальным предметом.
Практические:
моделирование, дидактическая игра, исследовательская деятельность.
Приемы: показ, объяснение, вопрос, опора на наглядность, словесные образы, опора на реальные предметы.
Демонстрационный материал: панно - "болото", "озеро", "веточки", иллюстрации птиц, схема появления птенца; обобщенная схема о всех птицах (внешний вид, грамзапись "Голоса птиц", кормушка.
Раздаточный материал: атрибуты к дидактическим играм: "Кто где живет", "Кто чем питается", яйца, тарелочки, лупы.
Оборудование: фланелеграф.
Ход занятия:
1. Организационный компонент:
Звучит грамзапись "Голоса птиц"
Воспитатель собирает детей около себя: Ребята, вам нравится знакомиться с миром птиц? А хотите снова оказаться в нем? Тогда послушайте, о чем говорится в письме, которое я сегодня получила. Читает письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Это снова я, Незнайка из Солнечного города. Ребята, мне скоро в школу, а я ничего не знаю о птицах. Помогите, мне, пожалуйста, с ними познакомиться". Ну что, ребята, выручим Незнайку, расскажем ему о птицах? Тогда давайте вспомним, что мы знаем о мире пернатых.
2. Содержательный компонент.
Воспитатель: Ребята, мир птиц полон загадок и тайн. Птицы во все времена удивляли людей своей красотой, изяществом и пением. Ребята, каких птиц вы знаете?
Дети: Ласточки, журавли, цапли, воробьи, синицы, снегири, голуби и т. д.
Миша: А я знаю аиста. Он прилетает и вьет гнездо на крыше или на дереве.
Воспитатель: А сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?
1. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).
2. Какая птица живет на болоте и питается лягушками? (Цапля).
3. У какой зимующей птицы красная грудка? (Снегирь).
Воспитатель: А вы знаете загадки о птицах?
(Дети загадывают загадки)
1. Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей.)
2. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка.)
3. Всё время стучит, деревья долбит,
Но он их не калечит, а — лечит. (Дятел.)
(Воспитатель подводит детей к имитации птиц)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем ворону, как важно она ходит. А еще, как воробей чирикает и прыгает. А теперь, как цапля двигается по болоту, высоко поднимая ноги.
(Дети имитируют движения птиц)
Воспитатель: Ребята, назовите птиц на картинках.
(Дети называют птиц)
Входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, ой, какие красивые у вас жуки!
Дети: Это птицы.
Незнайка: Нет, это жуки, посмотрите, у них есть и крылышки и ножки.
Дети: Это птицы.
Незнайка: А как вы узнали, научите меня.
Воспитатель: Ребята, давайте научим Незнайку узнавать птиц и не путать их с другими животными.
Незнайка: Ой, какие они все разные!
Воспитатель: Да, Незнайка, птицы все разные! Ребята, расскажите, чем птицы не похожи, чем различаются?
Дети: У птиц разный клюв, ноги, окраска перьев, крылья, строение тела.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке все поподробнее. Почему у птиц разные ноги?
Дети: Потому что они живут в разных местах.
Воспитатель: Давайте разместим птиц по месту их обитания.
Дидактическая игра "Кто где живет?"
Цель: уточнить знания о птицах по месту обитания.
(Дети делятся на команды, и подбирают птиц по месту обитания)
Воспитатель: Посмотри, Незнайка, многие птицы, живущие на болоте, имеют длинные ноги. Для чего, ребята?
Дети: Чтобы им было легче передвигаться по болоту.
(Воспитатель выставляет модель ног).
Воспитатель: Почему у утки, гуся, пеликана ноги с перепонками?
Дети: Они живут около воды, много плавают. Их называют водоплавающими. У них еще красные ноги.
(Воспитатель выставляет модель ног).
Воспитатель: Почему у воробья, синички, маленькие короткие ножки с цепкими коготками?
Дети: Они живут на деревьях, цепляются за ветки.
(Воспитатель выставляет модель ног).
Незнайка: Понял, про ноги все понятно, а почему у птиц такие разные клювы?
Воспитатель: Это ты правильно заметил, Незнайка, клювы у птиц тоже разные, почему, ребята?
Дети: Они едят разную пищу.
Воспитатель: Правильно. У утки - клюв широкий, (дети помогают давать ответы, чтобы просачивалась вода, когда утка питается илом и другой растительностью из воды.
У воробья и синички маленький клюв, им удобно собирать зернышки.
У совы, коршуна - загнутый, чтобы было удобно разрывать животную пищу (мыши, зайцы и т. д.)
Воспитатель: Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки?
Дети: Нет. Дятел не сможет достать еду из - под коры, у него очень мощный клюв.
Незнайка: А, теперь все понятно. Я шел и во дворе увидел птиц, им сейчас очень холодно и голодно. Я их пожалел, угостил очень вкусной конфетой, но они есть не стали.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие птицы чем питаются.
Дидактическая игра "Кто чем питается"
Цель: уточнить знания о птицах по способу питания.
(Дети делятся на команды, подбираю птиц по способу питания - зерноядные и насекомоядные. Потом идет взаимопроверка в командах)
Незнайка: А почему у птиц разные перышки?
Воспитатель: Перья тоже разные, в зависимости от среды обитания. Птицы не только плавают, ходят по Земле, но и летают. Ребята, что помогает им летать?
Дети: У них есть крылья, и тоже все разные.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и представим себя птицами.
Минутка релаксации (птицы). Звучит грамзапись "Пение птиц". Дети слушают и двигаются под музыку.
Воспитатель: Ребята, в мире птиц происходят разные превращения.
Самое главное чудо - это яйцо.
Воспитатель: У нас на тарелочке - половика яйца в скорлупе. Давайте возьмем лупы и рассмотрим его.
(Дети рассматривают яйца).
Воспитатель: Каждое яйцо находится в твердой скорлупе, которое покрыто множеством отверстий, через которые проходит воздух для дыхания зародыша. Что находится внутри яйца?
Дети: Желток и белок.
Воспитатель: На желтке - крошечный зародыш. В желтке находятся питательные вещества для зародыша. Вокруг желтка - белок, он содержит необходимые запасы воды для роста птенца, и нужен для того, чтобы зародыш не повредился.
Помимо желтка и белка нужно тепло, поэтому птица сидит на яйцах в гнезде, высиживает их и согревает своим теплом. Через некоторое время птенец подрастает, у него появляютс крылья, лапки, клюв, места в яйце ему становится мало, он начинает проклевывать скорлупу своего яйца изнутри, пока не выбьется наружу. Вылупившийся птенец маленький, беспомощный, он еще должен оставаться в гнезде.
Птицы - очень заботливые родители. Они приносят своим деткам еду, оберегают от врагов. Когда птенцы подрастают, то улетают из гнезда. А через некоторое время они построят свое гнездо. Вот так происходит размножение птиц.
(Воспитатель выставляет схему размножения птиц).
Воспитатель: Дети, давайте обобщим, чем похожи все птицы.
Ноги у всех разные - их по две.
Крылья разные - их по два.
Клювы разные, но у всех они есть.
Перья разных цветов, но у всех тело покрыто перьями.
(Воспитатель выставляет модели птиц по мере выявления общих признаков).
Воспитатель: Ребята, а как птицы помогают человеку?
Дети: Некоторые птицы умеют предсказывать погоду. Например, ворона каркает перед наступлением дождя.
Дети: Скворцы сообщают о приходе весны. Как только скворец поселился в домике, значит, наступила весна.
Воспитатель: Правильно, а еще, как птицы помогают людям?
Дети: Птицы уничтожают вредных жуков и насекомых, которые наносят вред растениям огорода. Поэтому птиц нужно беречь и охранять. Они - наши пернатые друзья.
Воспитатель: А как мы можем заботиться о птицах?
Дети: Мы можем подкармливать их, вывешивать кормушки.
Воспитатель: Незнайка, наши ребята знают стихотворение о птицах.
Ребенок:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну! (А. Яшин).
Воспитатель: Зерноядные (зимующие) птицы остаются с нами, они питаются зернышками, едят хлеб. Синички любят сало. Свиристели клюют ягоды рябины.
Незнайка: Я все понял, у меня есть вот такая маленькая птичка -(достает бабочку).
Воспитатель: Ребята, прав Незнайка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как же мы отличаем птиц от других животных?
(Дети обобщают, опираясь на модель, кто такие птицы (есть голова, клюв, перья).
Незнайка: Я нашел птицу (показывает самолет).
Дети: Самолет сделан руками человека, и объектом природы не является.
3. Заключительный компонент:
Незнайка: Спасибо, ребята, я сегодня много узнал о птицах, пойду на улицу и еще за ними понаблюдаю.
Воспитатель: А мы, тебе, Незнайка, подарим кормушку, которые мы сделали с ребятами. Повесь их возле дома, и будешь каждый день кормить птиц.
Незнайка: До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Незнайка! Приходи еще!
4. Рефлексия:
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам занятие? Что особенно запомнилось, что показалось интересным? Что нового удалось узнать? Хотите еще оказаться в мире птиц? Я думаю, мы побываем там не раз. А Миша хочет прочитать стихотворение о птицах:
Миша:
По небу, весело скользя
Пролетят пернатые друзья и пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое".