Лучший педагог года

«Сороки». Конспект занятия для старшей группы «Традиции россиян. Русские народные праздники»

Надежда Войнова
«Сороки». Конспект занятия для старшей группы «Традиции россиян. Русские народные праздники»

Программное содержание. Познакомить с традиционными русскими праздниками («Сороки»); учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.

Материал: ленточки для украшения дерева, дерево, печенье в виде птиц, выпечка «жаворонок», изображение птиц «сорока», «жаворонок», иллюстрации с изображением праздников россиян, аудиозапись – пение птиц, фонограмма песни «Калинка-малинка».

Публикация «„Сороки“, Конспект занятия для старшей группы „Традиции россиян, Русские народные праздники“» размещена в разделах

Ход занятия.

- Ребята, я сегодня проснулась от странного звука. Послушайте и скажите что это. (Включаю аудиозапись пения птиц). (Птицы поют).

- Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц? (Из теплых стран, с юга).

- Почему птицы прилетели к нам? (Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло)

- Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая).

- Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются первые цветы-подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля зеленеет от пробивающейся травки).

- Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные)

- Что хорошего в том, что птицы улетают на зиму в теплые края? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год)

- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги)

- Ребята, а вам нравится слушать как поют птицы? (Да)

- Вам хотелось бы просыпаться под пение птиц? (Да)

Вот для того, чтобы нам было приятно видеть и слушать птиц, наши предки устраивали специальный праздник. А вы любите праздники? (Да)

- Почему? (Люди веселятся, детям покупают угощения, подарки)

- Теперь скажите какие праздники у нас бывают весной? (8 марта, Масленица, Пасха)

- Вы знаете кто такие предки? (Люди, которые жили очень давно)

Наши предки - русские люди - всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А некоторые праздники мы совсем забыли. Вот посмотрите на картинки и скажите, мы так веселимся? (Нет)

Завтра у нас будет праздник, который называется «Сороки». Вы слышали про такой день? (Нет)

В этот день крестьяне считали, на сороки прилетает сорок сороков птиц. Это значит, что в этот день возвращаются птицы из жарких стран домой. Какие птицы у нас возвращаются? (Ласточки, журавли, грачи)

- Как вы думаете, почему день называется «Сороки»? (Ответы детей)

Есть такая пословица «Сорока весть на хвосте принесла». Что она означает? (Ответы детей)

По сказкам считается, что сороки-белобоки очень болтливые птицы. Они первые все видят и знают, и они первые сообщают нам, что птицы возвращаются обратно домой.

Но в некоторых деревнях и городах этот праздник называется «Жаворонок». Как вы думаете почему? (Ответы детей). Жаворонок – одна из первых птиц, которая возвращается домой. В этот день хозяйки пекли из теста булочки и печенья в виде птиц, которые называются «жаворонки» или «жавората». Наши предки считали, что именно жаворонки приносят нам весну.

Физкультминутка.

- Доброе утро! – птицы запели

Добрые люди встают с постели

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

- Вот у меня в руках есть один такой «жаворонок». Посмотрите на него. Его обязательно пекли в виде летящей птицы. А на спине сидел птенчик или 3 яичка. Как вы думаете, что это может значить? (Ответы детей)

Это значило, что жаворонок несет на своих крыльях зарождающую весну. Птенчик – это весна, а 3 яичка – 3 весенних месяца: март, апрель, май. Как вы думаете, что было потом? Хозяйки приготовили «жаворат», а дальше (Ответы детей)

Дальше этих «жаворат» насаживали на палки и отдавали детям. Те бежали на улицу закликать жаворонков, полагая, что они принесут весну. Ребята собирались все вместе, шли по деревне и пели

Жавораточки, красны лапочки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну ясную, весну красную

Нам зима-то надоела:

Весь наш хлебушек подъела,

Всю соломку собрала,

На печь в угол загнала.

- А теперь давайте еще раз послушаем часть заклички

Нам зима-то надоела:

Весь наш хлебушек подъела,

Всю соломку собрала,

На печь в угол загнала.

- Почему зима весь хлебушек подъела? (Кончились зимние припасы)

- Почему зима всю соломку собрала?Кто у нас ест сено? (Корова, коза – они все сено за зиму съели)

_ Почему нас зима на печку загнала? (Зима холодная, мы замерзли, греемся на печке)

А теперь давайте все вместе пропоем эту закличку. (2 раза)

- Зачем «жаворат» на палку насаживали? (Ответы детей)

Считалось, чем выше палка, тем быстрее птицы увидят «жаворонка» и к нам прилетят. Значит, и весна быстрее наступит. Посмотрите на наше дерево. Что с ним случилось? (Оно наряжено)

Вам это дерево ничего не напоминает? Посмотрите на картинку. Здесь дерево чем украшено? (Ленточками)

Вот видите, и наше дерево такое же. Значит у нас один и тот же праздник.

Пока ребята бегали по деревне и закликали птиц, взрослые около своих домов украшали деревьяч таким способом. А одно срубленное дерево ставили на площади среди города или деревни. Деревце обвивали ленточками, вешали на него подарки, сладости и «жаворат». Внизу дерева дети могли снять и съесть печенье и булочки, а наверху оставляли для птиц – угощение. (Включается фонограмма песни «Калинка-малинка») Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

А игры были весенние. Какие русские народные игры вы знаете? («Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Заинька», «Ручеек»)

Каждая игра имеет свое значение. Вот, например, игра в «Ручеек», или «Ворота» это ведь «небесные ворота», в которые восходят и заходят светила – солнце и луна.

А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек» (2-3 минуты)

Раз у нас сегодня праздник, значит должно быть и угощение. Как вы думаете, какое угощение у нас должно быть? (Печенье или булочки в виде птиц)

А почему? (Потому что праздник «Сороки» или «Жаворонки»)

А как будет называться это угощение? («Жаворонки» или «Жавората»)

Молодцы, ребята! (Раздается угощение)

Публикации по теме:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Народные праздники» Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Задачи:.

Проект «Широкая Масленица» Проект. Тема: "Широкая Масленица". Цель: познакомить детей с традиционными русскими праздниками. Задачи: 1. Расширить и углубить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сороки». Конспект занятия для старшей группы «Традиции россиян. Русские народные праздники»
Опубликовано: 18 апреля 2015 в 21:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД