МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вулканы»

Виктория Шестухина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вулканы»

Материал: Макет вулкана, поддон, ; сода, лимонная кислота; красная краска, моющая жидкость; лист бумаги (для фиксаций наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка схема, посылка, пемза, камешки и пемза на каждого ребенка, салфетки.

Ход занятия:

Мотивация:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня еще один важный гость. К нам прилетела умная сова и принесла вот эту красивую посылочку. Вам интересно узнать, что в ней находится?

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Вулканы“» размещена в разделах

Открываем (там лежит пемза) – Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (рассуждения, предположения детей). Чем же пемза отличается от обычного камня?

Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и сравнить пемзу с обычным камнем (проходят за столы с приготовленными заранее всеми необходимыми материалами).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу.

Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь (шершавая, легкая, пористая) ,а камешек (гладкий, тяжелый, плотный.) Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый?

Дети: В пемзе очень много дырочек.

Воспитатель: А как вы считаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть?

Дети: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

П: Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему?

Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Дети : Откуда же умная сова взяла пемзу?

Воспитатель: В посылке есть еще записка, а в ней подсказка, послушайте:

Гора стоит, из нее дым валит,

Потом шум, да гром –

Все горит кругом. (вулкан)

Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а наоборот, нас запутала.

Ребята, вам интересно узнать, откуда взялся этот предмет?

Тогда, мы постараемся выяснить это. А также узнаем, Что такое ВУЛКАН, и как он связан с пемзой.

Воспитатель: Ребята, умная сова знает интересную легенду про вулкан. Послушайте внимательно.

2 Легенда

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля. Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Кто запомнил, почему огненные горы назвали вулканами.

Дети: В честь бога огня Вулкана.

Воспитатель: На что похож вулкан?

Дети: Вулкан -это большая гора с крутыми склонами.

Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус) .

Воспитатель: Давайте заглянем во внутрь вулкана

Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?

Дети: На вершине горы большая яма.

Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель: А эта дыра, уходящая глубоко в землю- жерло вулкана.

(Дети вместе повторяют слово жерло).

А на самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество- магма.

Воспитатель: Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Лава кипит, бурлит, так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, вы поняли, откуда появилась пемза? (из вулканической лавы).

Вулканы бывают разных видов : действующие, потухшие и уснувшие.

Воспитатель: Как вы думаете, какой этот вулкан, действующий, потухший или уснувший? (ответы детей).

Воспитатель: Почему? (ответы детей).

Воспитатель:Правильно, ребята, этот вулкан действующий. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно

Воспитатель: Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Физкультминутка

Воспитатель: Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими.

Там, за морем, есть спящий вулкан. Давайте попробуем его разбудить Но, чтобы добраться до него, нужно осторожно пройти по камням. Перед тем как отправиться в путь, нужно надеть защитную маску, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть очень ядовитыми.

(Дети перебираются по камням к вулкану и встают вокруг него).

Воспитатель: Вот он, наш вулкан. Что имеется на вершине горы? (кратер).

А что находится внутри вулкана? (жерло)

1. Насыпаем 2 ст. ложки белого порошка (питьевой соды).

2. Добавляем красной краски.

3 Несколько капель моющей жидкости (пипеткой).

А теперь внимание! Добавляем лимонную кислоту.

Воспит: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. (дети наблюдают извержение вулкана).

Воспит: Что вы наблюдаете? Как извергается наш вулкан?

Дети: Он извергается спокойно.

Воспит: Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище- извержение вулкана.

У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России Воспит. Как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека? (ответы детей.

Воспит: Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды

Изучением вулканов занимаются специальные ученые, которые называются вулканологи. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко. Наблюдениями и исследованиями вулканом занимаются в Институте вулканологии.

Воспитатель: А теперь нам предстоит интересная и очень ответственная работа- Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

- Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

- Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

- Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок - символ

осторожно наливать воду - символ

лавы не трогать - символ

использовать салфетку- символ

- Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку волшебного порошка- сода,

положить 1 ложку кристаллического порошка – лимонная кислота

добавить воды с красителем не больше 4 ложек-

- Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

- Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка.

- итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

- После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

- У кого очень быстро изливалась лава? …

- Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

- Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться

Дети рассказ-т сове, что запомнили о вулканах

Воспит: Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.

Публикации по теме:

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы. Плесень вредная и полезная».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вулканы»
Опубликовано: 11 января 2020 в 01:23
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД