Конспект занятия по познавательной деятельности «Коми народный промысел-охота»

ОКСАНА Серова
Конспект занятия по познавательной деятельности «Коми народный промысел-охота»

Конспект занятия по познавательному развитию «Коми народный промысел – охота»

Цель:

• Развивать у детей интерес и желание больше знать о Коми крае, его народе.

Задачи:

Познакомить детей с коми народным промыслом – охотой.

• Закрепить знания о том, что коми люди имеют свои обычаи, национальные традиции, народные промыслы.

• Закрепить названия коми одежды, орудия охоты, названия животных и птиц.

• Активизировать словарный запас.

• Воспитывать уважение к народу Коми.

Предварительная работа:

• Чтение коми народных сказок

• Слушание коми народной музыки и песен

• Беседы: «Жизнь и быт коми народа», «Народные ремесла и промыслы Коми края», «Природные богатства Коми республики»

• НОД по рисованию «Рубашка с коми орнаментом»

• НОД по лепке «Деревянная коми посуда»

Тихо звучит коми мелодия. В группе стоят лавочки, накрытые самоткаными половичками. На мольбертах развешаны иллюстрации с изображением охотников в специальной одежде, предметы и орудия для охоты, картинки разных видов зверей и птиц.

Ведущая. Ребята, проходите, садитесь. Посмотрите, как сегодня необычно мы сидим не на стульях, а на лавочках, которые накрыты самоткаными половиками. Вот так, в старину, собирались коми люди в избах (керке) рассказывали сказки, интересные истории из жизни, пели песни, играли в игры. Давайте представим, что мы тоже с вами сидим в коми избе на коми посиделках. Скажите, как называется республика, в которой мы живем? (ответы детей). Правильно, Коми республика! Это край со своими замечательными традициями и обычаями, это край со своими ремеслами и промыслами. Сегодня, я предлагаю вам познакомиться с древнейшим, народным промыслом коми народа – охотой.

Ведущая. У меня в руках два флага (показывает Российский флаг и флаг Коми республики). Какой флаг принадлежит Коми республике? (Ответы детей).

Ведущая. Что обозначают три полосы на флаге?

Дети. Синий цвет олицетворяет небесное начало, бескрайние и величественные северные просторы. Зеленый символизирует надежду и изобилие, является условным обозначением тайги. Белая полоса – чистота и белизна снега — означает принадлежность Республики Коми к Северу.

Ведущая. Как правильно и все точно подмечено во флаге республики Коми. Зеленая полоса обозначает лес, тайгу – кормилицу коми людей.

Ведущая. У коми народа издревле главным занятием считалась – охота. Мы с вами читали коми сказку о сильном человеке, который жил в лесу, там был его дом. Как эта сказка называется?

Дети. Сказка называется «Пера богатырь»

Ведущий. О ком эта сказка?

Дети. О коми богатыре – Пере.

Ведущая. Верно, вы сказали. Пера – коми человек, богатырь. А чем он занимался в лесу?

Дети. Он был охотником и охотился на зверей и птиц.

Ведущая. Основным занятием Перы, как у всех коми людей, была охота, которая считалась и считается народным промыслом.

Коми охотники круглый год охотились. Чтобы отправиться на промысел они заранее к нему готовились: доставали из больших сундуков специальную одежду и обувь, сшитую из кожи и замши. (Детей приглашают подойти к мольберту, рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен коми охотник в одежде).

Ведущая. Костюм коми охотника выглядел следующим образом: лузан – прямоугольная, короткая накидка с отверстием на голове. На спине пришивалась петля для топора. Сбоку пришивались карманы для добычи, которые выдерживали груз до 30 кг. Подпоясывался охотник кожаным ремнем. На ремень пришивались карманы для охотничьих принадлежностей. На ноги надевались широкие штаны. Штаны заправлялись в вязаные чулки. У охотников было несколько видов обуви: для лета: поршни, лапти, сделанные из кожи, стягивались ремешком, для осени и весны: коты, были сделаны из кожи, надевались поверх чулков, с невысокими голенищами, для зимы: пимы, обувь из оленьей шкуры. На голову охотники надевали меховые шапки и шапки из овчины, на руки меховые или кожаные рукавицы.

Ведущая. Какая обувь, вам знакома из перечисленной? Покажите ее. (Ответы детей).

(Детей приглашают подойти к мольберту и рассмотреть иллюстрации с орудиями охотничьего промысла)

Ведущая. Все охотники брали с собой орудия для охотничьего промысла: это были самоловные орудия, которые не требовали участия человека в процессе охоты (силки, петли, кляпцы, плашки, капканы, сети для ловли птиц). И активные орудия, которые требовали усилия людей в процессе охоты (лук со стрелами, копье, топоры, ножи).

Ведущая. Во время охоты охотники жили в лесных избушках с хозяйственными постройками для хранения охотничьего орудия, нужных вещей, добычи. (Показываются иллюстрации промысловых угодий). Перед тем, как переночевать в охотничьей избушке, охотники говорили такие слова: «Избушка – матушка, пусти переночевать, да погреться». От таких слов в избушке как будто и впрямь становилось тепло и уютно. Основным средством передвижения зимой у охотников были лыжи (лямпы). Длинные, широкие, деревянные. Для лучшего скольжения лыжи снизу покрывались мехом. Всю свою добычу охотники вывозили на санях – нартах. Это специальные сани, длиной около 2 метров, сделанные из ели или березы без единого гвоздя, одним ножом.

(Детей приглашают сесть на лавочки, показывают промысловый календарь коми охотников).

Ведущая. Все коми люди охотились строго по календарю. Календарь был изображен в виде круга, внутри которого изображены фигурки животных. Каждому месяцу охоты соответствует свое животное. В календаре всего 9 животных. Попробуйте угадать, изображения, каких животных вы видите?

Дети. Медведь, олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лиса, белка, куница.

Ведущая. Год охоты всегда начинался с весны, и проходил под знаком медведя. Как вы думаете, почему именно медведя?

Дети. Медведь просыпается весной слабый, обессиленный. Ему не хватает сил защищать себя от охотников и поэтому первая охота начиналась на медведей.

Ведущая. Основным временем для охоты была осень, зима, весна. А как вы думаете, почему охотники летом не охотились? И почему в календаре охотников изображено 9 животных?

Дети. Летом, когда у животных появлялись детеныши, охоты не было. Охотники давали животным возможность размножаться и выращивать потомство. В году 12 месяцев – из них 3 месяца охоты не было, поэтому 9 месяцев охотились – 9 животных в календаре.

(Дети приглашаются для просмотра иллюстраций животных и птиц).

Ведущая. Охотники - промысловики отправлялись на охоту со своими верными помощниками – собаками. Уходили они артелями – группами. Основными объектами добычи были: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка, утка, гусь. Птиц ловили силками, петлями, сетями. Из пушных зверей добывали: белку, горностая, куницу, лису, зайца, медведя, выдру, норку. Реже лосей и оленей. В тундре охотились на песца. Зверей заманивали в замаскированные ямы, ставили капканы, применяли лук со стрелами, копья, ножи, кремневые ружья.

Физкультминутка

- Ребята, а вы знаете, что игры детей охотников - промысловиков складывались из наблюдений детей за жизнью взрослых. Чем занимались взрослые, в такие игры и играли дети. Давайте поиграем в коми – игру.

«Охотник и олени»

Ведущая. К своей добыче охотники всегда относились с почтением, уважением. Добычу нельзя было оскорблять, давать собакам, мять руками, играть ею. Когда охотники возвращались после промысла домой, их встречали как героев.

Ребята, а вы знаете поговорки про охоту? (Дети говорят поговорки)

Дети.

1. Не хвались до охоты, пусть охота тебя похвалит.

2. В родном лесу и деревья улыбчивы.

3. Не пойманного рябчика не разделывают.

4. Белку ловить – ножки отбить.

5. На ловца и зверь бежит.

6. Волков ловят не гонкой, а уловкой.

7. Охотник слышит, как лес дышит.

8. Силен медведь, да не умен, - сам прёт на рожон.

Ведущая. Коми охотники охотились не только для пропитания, но и для торговли. Шкурки пушных зверей продавались, охотники получали деньги, кормили свои семьи. Пушной промысел был основным товарным продуктом. Но в дальнейшем, мясная продукция, состоящая из мяса лосей, оленей, птиц имела большое значение в питании людей. Из Коми края пушнина отправлялась для изготовления одежды, обуви, сувениров.

В настоящее время коми охотоводство продолжает жить в нашей республике и развиваться. Мы с вами должны помнить – «Охранять природу – значит беречь Родину»

Ведущая. Я предлагаю пройти к столам. Разбиться на две команды.

На 1 столе разложены картинки с изображением одежды и предметов для охоты. Ваша задача – найти одежду охотников и орудия для охоты.

На 2 столе разложены картинки с изображением птиц и зверей. Ваша задача – найти зверей и птиц, на которых охотились коми охотники.

Дети выполняют задание. Воспитатель их благодарит.

Публикации по теме:

План-конспект комплексного занятия по познавательной деятельности «Волшебный сундук Осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары.

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Путешествие в сказку» младшая группа. Программное содержание: учить узнавать животных, правильно называть их детенышей; поупражнять в умении группировать предметы по одному признаку,.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Труд дворника» структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Дорожная азбука» (Старшая группа) Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Уточнить представления детей о жанровых особенностях значении загадок, учить.

Конспект занятия по познавательной деятельности  (ФЭМП) с детьми 6–7 лет «Соревнования с Буратино» Цель Закрепление полученных в течение года знаний и умений. Задачи. 1. Закрепление умения производить элементарные математические действия.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Грибы» (средняя группа) Цель: Закрепить знания детей о грибах (лисичка, бледная поганка, сыроежка, мухомор, опята, понятие «съедобные» и «несъедобные». Продолжать.

Конспект занятия по познавательной деятельности на тему «Осень золотая! Перелетные птицы» Тема: «Осень золотая! Перелетные птицы" Цель: продолжать учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, находить.

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Нам нужна последовательность» Познавательная деятельность Тема: «нам нужна последовательность». Пр. задачи : 1. Продолжать знакомить детей с понятием «последовательность»,.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Зима» (в старшей группе) Цель: Продолжать расширять знания детей о времени года – зиме. Развивать познавательные процессы: восприятие (зрительное, слуховое); логическое.

Конспект занятия в старшей группе по познавательной деятельности «Прогулка в зимний лес» Тема: Прогулка в зимний лес. Образовательная область: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности «Коми народный промысел-охота»
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 20:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Вербное воскресенье

Вербным называется шестое воскресенье Великого Поста, последнее перед Пасхой Христовой. Это день большого христианского праздника, смысл которого – воспоминание о торжественном входе Иисуса в Иерусалим, в...

20 апреля. Международный день цирка

Австралийский «Цирк Оз», китайский акробатический цирк «Райское шоу из Поднебесной», канадский «Цирк Солнца», французский «Цирк Фрателлини» и Большой Московский государственный цирк на проспекте...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе «Н. Вагнер «Дворовая собака»
конспект урока чтения и развития речи 4 класс Тема: Н. Вагнер «Дворовая собака» Цели: познакомить детей с новым произведением Н. Вагнера «Мальчик и дворовая...
Конспект занятия «Веселый клоун»
Задачи: Закреплять умение детей изображать предметы из готовых форм, передавая их строение. Упражнять в технике аккуратного наклеивания. Упражнять в технике...
Проект «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»
МБДОУ «ДС «Звездочка» Воспитатель: Махмудова Асият Билаловна. Тема: «Взаимодейстие ДОУ с семьями воспитанников». Основные задачи педагогического...