Ларина Ирина
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Традиции нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому
направлению развития детей№ 14 «Буратино» г. Медногорска»
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
«Традиции нашего края»
Подготовил: Ларина Ирина Геннадьевна
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Традиции нашего края“» размещена в разделах
старший воспитатель
Цель: расширение представлений о родном крае, о пуховязальном промысле.
Задачи.
Образовательные: формировать у детей понятия : Родина, малая Родина; способствовать возрождению российских национальных традиций; дать простейшие представления истории возникновения пуховязального промысла, технологического процесса изготовления пряжи.
Развивающие : развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки, мышление, внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к Родине, родному городу, к пуховязальному промыслу, как самобытному народному искусству.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: изготовление презентации; подбор пуховязальных изделий для выставки и дефиле; изготовление «билетов»; разучивание стихотворения, объяснение смысла словосочетаний – казачья станица, пуховязальный промысел, персональная выставка.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, фотоаппарат, пуховязальные изделия, «билеты», чески, веретено, пух, карточки для организационного момента с иллюстрациями.
Участники мероприятия: дети, воспитатель, младший воспитатель.
Ход.
Организационный момент.
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Что-то новое узнать!
- Сегодня вы узнаете много интересного про нашу малую Родину. Посмотрите, в группе появились уже знакомые нам предметы: ноутбук, проектор, экран. Не забывайте во время занятия о правильном обращении с электроприборами. А сейчас вы займете свои места перед экраном в соответствии с «билетами». Каждому из вас нужно сесть на тот стул, где лежит такой же «билет» (Приложение № 1). (Рассадка детей)
- Внимание на экран.
(Далее детям демонстрируется слайд-шоу.)
Слайд 2
- Что вы видите на экране? (Наша планета, земной шар)
- Обратите внимание, оранжевым цветом выделена наша огромная страна. Как она называется? (Россия)
- Россия эта наша Родина. Она едина для всех россиян, но у каждого жителя нашей страны есть своя малая Родина, для нас это наш город. Как он называется? (Медногорск) Посмотрите на слайд. Вы видите изображение символа нашего города, герб и флаг.
Слайды 3,4. Ребё нок: На свете много городов
Красивых, светлых, шумных,
А я люблю свой Медногорск,
Спокойный и уютный.
Слайд 5
- Город наш находится в многонациональной Оренбургской области. А всей стране наше Оренбуржье известно природными красотами, хлебным изобилием, полезными ископаемыми, животноводством и пуховым платком.
- Зародился пуховязальный промысел очень давно (в 18 веке). Женское население казачьих станиц, в отсутствии мужей было вынуждено искать дополнительный заработок [1]. Качество пуха оренбургской пуховой козы натолкнуло их на мысль о создании легкого и теплого изделия. Во всех поселках женщины и девицы от 7 лет в свободное от полевых работ время стали заниматься пуховязанием [3]. Рукодельницы изготавливали пуховые платки, паутинки. Так же как и гжель, дымковскую игрушку, тульский самовар, хохломскую роспись, оренбургский пуховый платок принято считать одним из символов России.
Слайд 6
- Посмотрите на первых изготовителей пуховых изделий.
Слайд 7
- Для прядения пуха используют веретено и прялку. Веретено и как им пользоваться вы увидите позже, а на слайде посмотрите старинную и современную электрическую прялки.
Слайд 8
- Пуховые изделия изготавливают не только на дому, существует и производственные цеха.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (маршируем,
Будем мы платок вязать (потираем ладони).
Раз – мы пух перебираем, (постукиваем по очереди пальцами рук)
Два – на ческу надеваем. (далее имитируем движения)
Чешим, чешим, убираем.
Нить из пуха получаем,
А теперь клубок мотаем.
Спицы в руки взяли.
И платок большой связали.
- Дети, пуховязальный промысел существует до сих пор. Многие жители нашего города, возможно, ваши мамы, бабушки, вяжут не только платки, паутинки, варежки, носки, но и другие интересные изделия.
Слайд 9
- Посмотрите, как они выглядят.
- Наша Наталья Александровна (младший воспитатель) одна из таких мастериц. Сегодня на занятие она принесла чески, веретено, пух. Сейчас она покажет вам, как нужно чесать пух и прясть пряжу. (Рассматривание атрибутов. Демонстрация процесса чески и прядения.)
- Дети, в нашем областном городе каждый год проходят мероприятия «Дни оренбургского пухового платка», на которых бывают персональные выставки лучших мастериц. Сегодня на нашем занятии тоже имеются вязаные изделия. Это палантины, паутинки, кардиганы. Их связала коренная жительница нашего города Лутовина Алла Ивановна. А научилась она всему от своей мамы Лутовиной Марии Александровны, победительницы многих конкурсов. Так, передавая свои знания из поколения в поколения, мастерицы сохраняют традиции пуховязального промысла Оренбуржья.
Итог.
- Сегодня мы познакомились с народным искусством нашего края. Что вам особенно понравилось? (Анализ занятия) Чтобы лучше запомнить новые слова и предметы, предлагаю поиграть в игру «Покажи, что назову» (Играем с карточками, которые использовались для организационного момента)
- Мы еще будем возвращаться к этой теме, чтобы пуховязальное мастерство не забывалось и продолжало свое существование. А сейчас давайте рассмотрим красивые изделия и устроим настоящее дефиле.
Библиография.
[1] Государственный архив Оренбургской области. Ф. 271. Оп. 1. Д. 473.- с. 66.
[2] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. : Русский язык, 2000. - т. 1. - с. LXXIII
[3] Давыдова С. А. Очерк пуховязального промысла в России // Кустарная промышленность в России. - СПб., 1913. - с. 247.