Дарья Ковалева
Конспект занятия по познавательному развитию и экспериментированию во второй младшей группе «Для чего нужна вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Для чего нужна вода».
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи:
познакомить детей со свойствами воды (вкус, запах, текучесть, горячая, холодная);
развивать навыки проведения первых опытов;
развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды;
формировать элементарные культурно-гигиенические навыки (умывание).
Методы и приемы:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию и экспериментированию во второй младшей группе „Для чего нужна вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
игровой (использование игрушки «Капелька», куклы Маши);
наглядный (умывание куклы, наблюдение за опытами);
практический (опыты с водой);
словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы, художественное слово)
Материал и оборудование:
стаканы с водой (по количеству детей);
пустые стаканы;
таз для умывания куклы, полотенце;
Предварительная работа: беседа о свойствах воды; подготовка оборудования, материала; рассматривание иллюстраций на тему вода; чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»; проведение дидактических упражнений «Помоем ручки», «Умоем куклу», опытов «Плавают кораблики», «Теплая, холодная».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вы любите, когда к нам приходят гости? (ответы детей). Попробуйте угадать, дети, кто к нам сегодня придёт в гости, давайте закроем глаза и послушаем внимательно. Вы что-то сейчас услышите.
(Аудиозапись-журчание воды и капающей воды).
Воспитатель: Ребята, откройте глаза, что вы услышали? (ответы детей). Сегодня к нам в гости пришла Капелька.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: Мы пьем воду, моем руки, купаемся, стираем, варим еду, моем посуду, пол, поливаем растения.
Вы слыхали о воде,
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто еще к нам пришел?
(Приходит кукла Маша с испачканным лицом).
Воспитатель: Да это же кукла Маша!
Черные ладошки;
На локтях — дорожки…
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой? (ответы детей).
Физкультминутка. (Дети встают в круг)
Воспитатель: Вставайте в круг, покажем Маше, как серый зайка умывается.
Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается:
(дети выполняют движения как при умывании)
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
(движения в соответствии с текстом)
Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
(дети выполняют движения как при умывании)
Кто — то зайку напугал.
Зайка, прыг! И ускакал.
Воспитатель: А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Маше споем песенку воды.
Лейся, чистая водица,
Ты умой Машу чисто – чисто.
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай.
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь смывай.
Умываем Машу быстро,
Вытираем чисто.
Маша опрятна, аккуратна.
Всем смотреть на нее приятно.
Воспитатель: Ребята, какая бывает вода? (ответы детей). Какой водой мы будем умывать Машу холодной или горячей?
Опыт № 1 «Холодная, горячая»
Воспитатель: Вода может быть теплой, холодной, горячей. В одном стакане вода холодная, а в другом горячая.
(Предлагает детям опустить пальчик в горячую и холодную воду).
Воспитатель: Можно умываться холодной водой? А горячей? Что нужно сделать, чтобы вода стала теплой? (ответы детей). Мы в горячую воду добавим холодной и теплой водой умоем кукле лицо и вытрем полотенцем.
Воспитатель: Какая стала Маша? (ответы детей). Правильно чистенькая стала Маша – вода помогла смыть грязь.
Воспитатель: Ребята, в нашей группе есть еще вода? Давайте ее поищем, а Капелька нам поможет.
Путешествие – поиск воды по группе. (Дети идут по группе за Капелькой и делают остановки).
Останавливаются около раковины для мытья посуды.
Воспитатель: Для чего вода в раковине? (ответы детей). Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду.
На столе, на котором стоит чайник с водой.
Воспитатель: Для чего вода в чайнике? (ответы детей). Вода нужна, чтобы мы могли её пить.
Опыт № 2 «Какой вкус у воды?»
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (ответы детей)
В туалетной комнате:
Воспитатель: Для чего вода в умывальнике? (ответы детей). Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо.
Воспитатель: Игрушкам тоже нужна вода? (ответы детей). Вода нужна, чтобы мыть игрушки.
Воспитатель: Ребята, а какая бывает вода? (ответы детей). Давайте подойдем к столу и проведем опыты.
Опыт № 3 «Вода текучая»
Воспитатель: А еще вода текучая и ее можно переливать. Возьмем один стаканчик с цветной водичкой и один пустой стаканчик. Посмотрите, вода льётся, переливается. А теперь, попробуйте, вы сами (дети переливают воду). Ребята, что делает вода? (ответы детей). А почему вода льётся, переливается? Да потому что она жидкая.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Капелькой поиграем.
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик.
Раз туда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки к верху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопки в ладоши)
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде? (ответы детей). Вода может быть теплой, горячей, холодной. Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Вода жидкая и может литься. Какими замечательными исследователями вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы!
Список использованной литературы
1. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 256 с.
2. Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком. Пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л. В. Силиванова; Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 52 с.
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Изд-е 2-е. - Волгоград: «Учитель», 2013. 200 с.
4. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. - сост. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. - Волгоград: Учитель, 2011.