Приложение МААМ

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы-исследователи» в подготовительной группе

Вероника Парфенова
Конспект занятия по познавательному развитию «Мы-исследователи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

1. Тема: «Мы – исследователи»

2. Цель занятия : Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.

3. Задачи:

-Дать представления о воздухе как о газообразном веществе. Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания, объяснив, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Активизировать словарь детей. Совершенствовать навыки диалогической речи на уровне предложений.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Мы-исследователи“ в подготовительной группе» размещена в разделах

-Развивать словарно – логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи. Развивать навыки общения и рассуждений. Развивать общую и мелкую моторику.

-Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание к совместной деятельности.

4. Материал:

-визитки «Ученый – исследователь»;

-камешки;

-полиэтиленовые пакеты;

-резиновые груши;

-кусочки мела;

-соломинки;

-стаканы;

-зеркала;

-кусочки резины;

-резиновые игрушки;

-весы;

-панно «Детский сад» (здание без деревьев, отдельно цветы, кусты, деревья);

-воздушные шары;

-предметные картинки (фен, пылесос, вентилятор, воздушный шарик, надувной матрац и бассейн, мяч, барабан, колесо);

-надпись «Лаборатория»;

-грамзапись «Звуки леса».

5. Пропедевтическая работа:

-Беседа по теме: «Воздушный океан», «Кто такие ученые – исследователи», «Коллеги по работе», «Как мы дышим», «Чистый воздух и вода – богатство страны».

-Наблюдения на прогулке: «В какую сторону плывут облака», «Почему вертушка крутится», «Почему птицы летают и не падают», «Найди объекты живой и неживой природы», «Есть ли у растения носы», «С какого дерева семена».

-Подвижные игры и физ. минутки: «Воздушные шары», «Воздух, огонь, вода, земля», «Летающие семена», «Замри», «Ветер», «Пушинки», игры с мячом.

-Опытническая работа: «Воздух», Воздух поет и свистит», «Пузырьки воздуха», «Ветер – это движения воздуха», «Пламя», «Волны», «Буря», «Зеленые пылесосы», «Мыльные пузыри».

-Чтение художественной литературы и энциклопедий: «Хочу все знать», «Азбука здоровья», «Что? Зачем? Почему?», С. Маршак «Мяч», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», А. Барто «Жарко», А. Орлов «Ветер пастушок», И. Матвеева «Дуб и ветер», С,Михалков «Три ветра» и другие.

-Загадки по теме.

-Анкетирование родителей: «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок», «Воздух в нашей квартире».

-Коллективная работа «Наш детский сад» (рисование)

6. Словарная работа:

-существительные: ученые, исследования, газ, коллеги, визитка, вдох, выдох;

-прилагательные: крепкий, выпуклый, полиэтиленовый, невидимый;

-глаголы: Ощущать, чувствовать, журчит.

Ход занятия:

1. Организационный момент – загадка.

-Отгадайте загадку:

Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю (воздух)

-Вопросы:

Правильно, а почему вы так решили?

Что мы уже знаем о воздухе?

Мы можем его попробовать?

Какого цвета воздух?

2. Оснавная часть.

-Предлагаю вам стать учеными и продолжить исследования воздуха.

Вы знаете кто такие ученые – исследователи?

-Нам предстоит трудная задача – узнать:

что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

(Прикрепляю на грудь детям визитки)

Вы готовы?

Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт с камнем:

-Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

А можно ли взять в руки воздух, сжать его?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: Воздух – это не твердое тело.

Опыт с водой:

-Возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая она?

Что умеет делать вода?

Что же такое вода?

Назовите другие жидкости?

Опыт с воздухом:

Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит,он не жидкость. Какой можно сделать вывод?

Правильно, воздух не твердое тело и не жидкость.

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

Повторите, что такое воздух.

Вот наше открытие!

-Продолжим исследования.

Воздух невидим. Как же мы его обнаружим?

Поскольку мы с вами исследователи, проведем опыт.

ОПЫТ 1.

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?

Какой мы сделаем вывод. Правильно, делаем вывод – пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

ОПЫТ 2.

Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь.

Что вы чувствуете?

Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревце все выше, выше.

-Продолжим наши исследования.

Воздух есть везде. Проверим это.

ОПЫТ 1 .

Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

ОПЫТ 2.

Закроем рукой отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее.

Она не сжимается, что же этому мешает?

Делаем вывод: Воздух, находящийся в резиновой груше, мешаете сжимать.

Опыт 3.

Бросим в стакан с водой кусочек мела.

Что происходит?

Мы провели ряд исследований, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?

Правильно, воздух есть везде: в пакете, в груше, в мелке.

Игра

-Сейчас мы с вами поиграем.

У меня на столе лежат картинки с предметами внутри которых есть воздух и в которых нет воздуха, но он образуется при их включении.

Вам нужно разложить картинки под определенные знаки, объяснив свой выбор.

Показываю знаки + и -.

+ это значит «да», есть воздух;

- это значит «нет» воздуха, но он образуется при их включении.

Теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить вернуться в нашу лабораторию и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Имеет ли воздух вес?

ОПЫТ 1.

Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем?

Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.

Если развязать нитку на надувном шарике, что произойдет?

(Развязываю) Как выходит воздух?

Что произойдет, если шарик проткнуть иголкой.

(Протыкаем) Как вышел воздух?

Давайте покажем.

Упражнение на дыхание: «Шар лопнул»

ОПЫТ 2.

Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что произошло? Правильно, он утонул.

Возьмем резиновую игрушку. Она плавает. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины. Что у нее внутри?

Делаем вывод: Воздух имеет вес, но он легче,чем вода.

Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? Правильный вывод, коллеги.

Как вы думаете, какое самое главное назначение воздуха? Для чего нам необходим воздух?

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

ОПЫТ 1.

Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и потихоньку в нее подуем.

Что вы наблюдаем?

Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

ОПЫТ 2.

Подышим на зеркало. Что произошло? Оно запотело. Почему?

Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Все мы люди дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух. Для этого нам нужны носы. Послушайте известную песенку о носах.

«У всех зверей, у всех людей имеются носы. Носы важны, носы нужны не только для красы. И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя….»

Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у всех носы? Чем- то они похожи, и в то же время у каждого из нас свой, неповторимый нос. И каждый по – своему хорош.

А для чего в носу дырочки?

Давайте посмотрим, как устроен наш собственный нос, рассмотрите свои носы в зеркале.

Втянем воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается. Поэтому в холодную погоду особенно важно дышать через нос, а не через рот. Нос не только согревает воздух, но и очищает его. Внутри него есть множество волосков, на которых оседают пыль, микробы. Нос – это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Дальше воздух поступает в особые трубочки, но и это не конец пути. Далее воздух попадает в главный орган дыхания – легкие. Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе, и сдуваются при выдохе.

Положите руки на грудную клетку. Подышите. При дыхании она поднимается и опускается.

Что происходит с легкими при дыхании?

Правильно, делаем вывод: при вдохе – они наполняются воздухом, а при выдохе воздух выходит.

Ребята, а я знаю одно упражнение, которое поможет вам не заболеть

Упражнение «Шмыгание» (показываю)

Его можно делать везде: дома, на улице, в детском саду. Попробуйте сделать.

Вот так воздух поступает в наше тело.

А мы можем не дышать? Давайте проверим. Попробуйте не дышать хотя бы немного.

Какой можно сделать вывод? Правильно коллеги, без дыхания жизни нет.

Послушайте стихотворение:

Через нос

Проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не вкусный

И все же

Без него мы жить не можем.

К сожалению, сейчас воздух очень загрязнен. Это влияет плохо на здоровье людей.

Что способствует загрязнению воздуха? Что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище?

Предлагаю посадить деревья, кусты, цветы вокруг нашего детского сада. (Работа на панно)

Если все люди будут сажать деревья вокруг своего дома, на улице, то воздух в нашем городе будет намного чище и люди будут меньше болеть.

3. Заключительная часть.

Наша исследовательская деятельность подошла к концу.

Какие опыты вам понравились больше всего?

Что нового вы сегодня узнали?

Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе, какие выводы делали.

Мы с вами очень плодотворно поработали, сделали открытие. Посадили много деревьев.

А теперь давайте представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом. Дышать будем глубоко, чтобы в легкие попадал чистый лесной воздух.

Релаксация на ковре.

Домашние задание:

Ребята, вы знаете о воздухе очень многое, предлагаю вам провести опыты со своими родителями.

Публикации по теме:

«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Музей ветра" СентябрьПроведение серии опытов.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Мы-исследователи» в подготовительной группе
Опубликовано: 18 января 2015 в 01:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Мы-исследователи» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Парфенова (УИ 273025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД