Екатерина Федотова
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элемента «ТРИЗ» тема: «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по познавательному развитию
с использованием элемента «ТРИЗ»
тема :
«Путешествие по сказкам»
(в средней группе)
Воспитатель: Федотова Е. Д.
Программное содержание: Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного состояния в другое (вода, лед, снег). Способствовать формированию познавательного интереса к неживой природе, развивать наблюдательность, мысленную деятельность. Познакомить с противоречиями. Учить придумывать необычный конец знакомой сказки : изменять и называть характерные черты сказочных персонажей. Формировать художественно-речевые, исполнительские способности. Воспитывать активность, самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элемента „ТРИЗ“ тема: „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Методические приемы. Противоречия, системный анализ, эмпатия, приемы.
Оборудование: Трафареты геометрических фигур, иллюстрации к сказкам, магнитофон, флешка; стаканчики со льдом; ширма, кукольные игрушки: дед, баба, колобок и лиса; книга Кудашевой Р. А. «Петушок»; матрешка; лист белой бумаги.
Предварительная работа: Знакомство с тремя состояниями воды на прогулке, беседы о зиме, игры со снегом. Чтение и прослушивание в аудиозаписи сказок «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Колобок» и др. Заранее подготовить двоих девочек на роль девушек-загадушек. Работа с геометрическими трафаретами.
Ход занятия
1. Беседа о зиме (звучит легкая музыка).
Воспитатель:
- К нам в гости пришла зима с её холодами и оттепелями, с её ветрами и затишьем, с катанием на санках, лыжах и коньках.
- А вам нравится зима? (да, она со снегом, можно кататься, играть в снежки, строить различные постройки из снега и льда).
- Но в зиме есть не только хорошее, но и плохое. Что вам не нравится?
(одежда мокрая, холодно, когда ветер и вьюга, на льду можно упасть и удариться).
- Вот видите, вам холодно от снега, а ведь только растениям тепло (снег укрывает их своим теплым одеялом, греет).
Итак, ребята, вы поняли, что в зиме есть и хорошее и плохое.
2. - А теперь давайте отдохнем, споем песенку «Жили у бабуси два веселых гуся».
3. Опыт со льдом.
- А из чего вы делаете снежки? (из снега).
- А что такое снег? (в тепле он превращается в воду).
- А если воду поместить в холод? (вода замерзнет и превратится в лед).
- Возьмите в руки лед (тает лед, потрогайте и скажите, какой он?
(прозрачный, жжется, скользкий, холодный).
Посмотрите, какая льдинка прозрачная? Даже матрешку за ней видно, а за листом бумаги не видно.
Ну молодцы! Сколько свойств вы назвали и узнали, что вода имеет три состояния.
4. Викторина «Знакомые сказки»
- А вспомните, каких сказочных героев мы делали из льда и снега?
(Снегурочку, снеговика и других).
Сейчас мы вспомним других сказочных героев, прослушав отрывки из сказок в аудиозаписи.
Прослушиваются отрывки из сказок :
а) «Маша и медведь».
б) «Лисичка-сестричка и серый волк».
в) «Снегурочка».
г) «Колобок».
Дети отгадывают сказки, а воспитатель хвалит внимательных детей.
- Чем заканчивается сказка? Как жаль колобка. И дед с бабой огорчились. Они его долго-долго искали, ждали. Давайте подумаем, как можно изменить конец сказки? (изменить характер лисы). Посмотрите, какой конец сказки получился.
Инсценировка сказки «Колобок»
со счастливым концом
- какая лиса была? (хитрая, злая, нехорошая,
- А какая стала? – добрая, умная.
5. Сюрпризный момент.
Выходят девочки-загадушки и загадывают свои загадки.
а) Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался колобок.
б) Маленький, удаленький
Ложки раскладывал, да приговаривал: «Это ложка простая – Петина, эта ложка – Катина, а эта точеная, ручка золоченая Моя» - Чья это ложка?
Жихаркина.
Воспитатель хвалит детей за то, что они отгадывают загадки.
- Видите, девочки-загадушки, наши дети все загадки отгадали.
6Работа с геометрическими фигурами (под музыку).
- Сказочных героев можно вылепить, нарисовать, а можно составить из геометрических фигур. Подумайте, каких сказочных персонажей вы хотели бы составить и принимайтесь за дело. (Дети работают, делятся друг с другом).
Дети, кто составит фигуры первыми, не торопитесь, подождите других, а потом наши гости посмотрят ваши работы. (Взрослые ходят, смотрят и пытаются отгадать, кто изображен).
7. Воспитатель делает анализ занятия.
- Вам было интересно? – Да.
- Вы сегодня постарались и нам всем понравилось. Просто молодцы. Как много вы сказали о хорошем и плохом в зиме, назвали много качеств льда, узнали о трех состояниях воды.
А сколько сказок вы назвали. Молодцы, умеете фантазировать и поэтому смогли составить не только одного персонажа, но и целые отрывки из сказок.
А теперь тихонько встаньте и посмотрите работы своих товарищей.
(Дети смотрят, хвалят друг друга).
Список литературы
1. Хрестоматия для маленьких. Л. Н. Елисеева. Москва, 1986.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, 1985.
3. Детям о времени. Т. И. Тарабарина. Ярославль, 1996.
4. Учите детей отгадывать загадки. Ю. Г. Илларионова. Москва, 1988.
5. Дошкольное воспитание. Журнал. № 6/1991.