Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Бабушкин сундук»

Елена Тихонюк
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Бабушкин сундук»

Возраст: 4-5 лет

ЦЕЛЬ: познакомить детей с бытом казачества, расширить представления о жизни казаков; развивать познавательный интерес к истории своего народа;

воспитывать любовь к малой родине.

Задачи:

Познакомить с внутренним убранством куреня, одеждой, предметами быта казаков.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к старшим,

Воспитывать чувство сопричастности к своему народу, к его истории и культуре.

Наглядность:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Бабушкин сундук“» размещена в разделах

Иллюстрации куреня; иллюстрации костюмов казака и казачки; сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, бусы, рушник, платок, лампа).

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие, в интеграции речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, здоровье.

Виды детской деятельности: поисково - познавательная, коммуникативная.

Ход ООД:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.

(изображение на картине)

-А как называется казачья хата?

Дети: Курень.

(Фото куреня)

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак.

Самый главный в семье — казак. Его мы слушаемся и уважаем. Он очень храбрый, смелый, трудолюбивый. Летом он от зари до зари работает в поле, а зимой от зари до зари занимается гончарным делом – изготавливает из глины посуду, да работает в кузнице. Но самое главное он охраняет границу от врагов. Батька - так ласково называли отца - казака. На голове у него папаха или картуз, на ногах сапоги. На себя казак надевает рубаху, широкие штаны с красными лампасами. Зимой на плечи накидывает бурку, чтобы теплее было. Кинжал и сабля подвешивается к поясу.

(Фото казака)

Воспитатель: А как называли жену казака?

Казачка тоже очень трудолюбивая. С раннего утра до позднего вечера она занимается хозяйственными делами. Сначала надо накормить всех своих домашних животных, а их не мало: козы, овцы, куры, гуси, утки, коровы, да лошади. Затем надо наносить воды из колодца, чтобы постирать белье, ведь все казачки очень чистоплотные, аккуратные, любят чтобы в доме всегда было уютно и красиво.

Игра «Одень казака и казачку»

Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате — это печь. За ней находится настил для сна. Там спят старики и дети потому что это самое теплое место в доме. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А как вы думаете для чего в хате печь? Правильно для приготовления еды. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи,- на стол мечи».

Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?

А готовили вот в таких чугунках. Он тяжелый, чугунный

(даю подержать, но зато каша в нем наваристая, вкусная, пальчики оближешь.

Воспитатель: А молоко в чем хранили?

Дети: Глиняный сосуд, который называется глэчик.

Это глиняный кувшин. Молоко в нем не прокисает много дней. Ну а тесто замешивали в макитре — это большой глиняный горшок.

(показ).

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что каждый день пекли в печи. Без чего не обходится казачья семья ни одного дня? Правильно, без хлеба. А из чего пекут хлеб? Для того, чтобы испечь хлеб муку нужно просеять через сито.

Просеивание муки

-Ну, а чаем поили гостей из….

Дети: самовара

(показ)

Всегда на столе стоял самовар. В нем люди заваривали чай, вот сюда клали угольки или щепки и поджигали, а потом раздували огонь сапогом.

А потом из самовара наливали ароматный чай.

Воспитатель: - А теперь хлопчики и девчата подходите к скрыне. Так казаки называют сундук. Как вы думаете, для чего предназначался сундук? (В нем хранили одежду.)

Совершенно верно – казачью одежду, а также много чего другого.

- Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем.

- Ой, чего здесь только нет!

(достаю кувшин).

- Дети, что это? (кувшин)

- определите, из чего сделан кувшин?

(дать потрогать)

- Правильно, он сделан из глины. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, узвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб.

Казачки бережно относились к домашней утвари, после приготовления начищали чугунки. Мыли глиняную посуду и расставляли ее на полках.

- Что же еще в сундуке?

(достаю скалку).

Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье.

Показ глажки белья скалкой

Что это такое?

(Показываю утюг.)

Это утюг. Им гладили одежду. А как им гладили, ведь нет провода, да и электричества раньше не было. Утюг нагревали на углях. Горящие угли накладывали в специальные отверстия в утюге и раздували для того, чтобы утюг нагревался, а затем гладили. Ими пользовались и ваши прабабушки. Я вам предлагаю потрогать его. Отличается ли этот утюг от современного?

Даю ребенку в руки рубашку – «Какая красивая рубашка!».

- Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми

(рассматривают иллюстрацию казачки и казака).

Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.

Казачки сами расшивали свою одежду вечерами. Электричества раньше не было, а горела вот такая лампа

(достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

А руки вытирали не полотенцем, а рушником. На какое слово похоже слово рушник? (Руки)

Рушники тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданое невесты и свидетельствовали о том, какая она мастерица.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

Сегодня вы узнали много нового о казаках. Предлагаю поиграть и вспомнить, о чем я вам рассказала.

Игра: «Папаху одеваю — на вопросы отвечаю!»

Надеваю на ребё нка папаху и задаю вопросы:

· Как называется место, где живут казаки? (станица)

· Как называется дом, в котором живут казаки? (курень)

· Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, разводили скотину, служили Отечеству)

Как называется кувшин для хранения молока?

А в чем готовят еду?

А где хранят вещи?

А как называется украшенное вышивкой полотенце?

А какая казачка? (гостеприимная, аккуратная, веселая, независимая и т. д.)

А казак, какой он? (храбрый, мудрый, смелый, вольный, свободолюбивый и т. д.)

Молодцы, ребята, я вижу вы внимательно слушали, и узнали много интересного. А теперь давайте вместе пойдем в группу, и вы вылепите из пластилина те предметы, которые вам больше всего понравились и запомнились в казачьем курене.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук»Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук» Сегодня я хочу поделиться с вами фотоматериалами о подготовке посылки в дружественную группу "Сказка" загородного детского сада, в рамках.

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Конспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Мой поселок» в средней группе Цель: уточнить и расширить знание детей о родном поселке. Утром рано мы встаем, поселок видим за окном. Он проснулся, он живет, нас на.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе «Посадка лука»Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе «Посадка лука» Конспект по познавательному развитию детей в средней группе. Тема: Посадка лука. Цель: Формирование у детей представлений о значимости лука.

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные»Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Программные задачи: Образовательные: - обогащать знания.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека» ЦЕЛЬ: формирование у детей дошкольного возраста о внутреннем строении человека. Задачи: учить детей различать и называть части тела и внутренних.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия познавательного развития в средней группе: «Зимние забавы» Цель: - Повторить с детьми признаки и особенности зимы; закреплять.

Мини-проект «Бабушкин сундук» Мини проект «Бабушкин сундук.» Тапчиева Р. В. Володечева М. А. Паспорт проекта «Бабушкин сундук.» Срок: краткосрочный проект. Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Бабушкин сундук»
Опубликовано: 16 марта 2020 в 10:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД