Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с поморской избой»

Власова Елена Леонидовна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с поморской избой»

Конспект занятия по основам науки и естествознания в старшей группе

«Знакомство с поморской избой»

Вид образовательной деятельности: основы науки и естествознания.

Цель: Формировать представление о жизни, быте поморов, вызвать интерес к старинным русским традициям.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Знакомство с поморской избой“» размещена в разделах

Образовательные:

познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, ухват, чугунок, горшок, самовар)

активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами;

обогатить знания детей народными поговорками, прибаутками, загадками;

Воспитательные:

воспитывать любовь к северному краю, гордость за свою малую родину.

воспитывать интерес детей к народным музыкальным инструментам;

вызвать эмоциональный отклик к игре на музыкальных инструментах.

Развивающие :

развивать художественно-творческие способности детей; умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.

План с указанием тематических блоков и частей занятия, необходимого времени для реализации каждой части:

Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть

Материалы и оборудование:

предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, корзина с баранками и калачами, рушник, деревянные ложки, самовар, чугун, крынка, горшок, ухват, рубель

костюм хозяйки в русском стиле, валенки.

мультимедийная установка, презентация; запись русских народных песен.

Вопросы и задания:

В каком городе мы живем?

Как называется наша область?

Как еще можно назвать нашу область? (Поморье)

Как называется дом у поморов?

Что такое «красный угол» в избе и где он находится?

Чем занимались люди в поморских деревнях?

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, открыток по данной тематике;

разъяснения значений поморских загадок и пословиц;

рассматривание предметов быта, мультимедийные презентации.

загадки.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Пригласила я гостей к себе. А вот и они…

(Дети входят в помещение, украшенное под русскую избу, под народную музыку их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки).

Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Здравствуй гости дорогие! По русскому обычаю с поклоном вас встречаю. Милости прошу в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.

-Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

2. Основная часть.

Хозяйка:

Садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской

И про эту старину

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

- Жителей нашего края называли и зовут поморами.

Как вы думаете, почему именно такое название?

Поморы - это смелый и гордый народ. Работать любили, многое умели делать: рыбу ловили, охотились, разводили скот, умели суда строить. Поморки сети плели, хлеб пекли, ткали, одежду шили. Давным-давно на Руси поморы строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами.

- Из какого дерева строят избы? (ответы детей).

- И все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и посуда. Изба была теплой, в ней можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Люди приходили домой отдохнуть и набраться сил. В каждом доме была самая нарядная и красивая комната –горница. В ней было принято принимать гостей.

-Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

- Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

- В старинной русской горнице половину места занимала печь. Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

- В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

- Теплая –то печка известно от чего – от дров. Их в топку закладывали, они жарко горели. Чтоб жар не уходил, заслонкой топку закрывали (огонь заслоняли). А угли помешать – кочерга была.

Физкультминутка «За дровами»

За дровами мы идём

Ходьба на месте

И пилу с собой несём

Правая рука за спину вверх

Вместе пилим мы бревно,

Имитация движения

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Имитация движения, рубка дров

Хозяюшка: Хватит молча гостевать - пора загадки отгадать. А загадки будут о предметах-помощниках, их у меня в избе очень много о них мы узнаем, когда отгадаем. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в моей избе.

1. В чем варили кашу, щи в русской печи? (чугунок)

- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

- Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

2. «Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

- Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

3. «Черный конь скачет в огонь?»

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

4. «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар)

-За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

5. «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая». (ложка)

- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

- Молодцы ребята. Хорошо у вас получалось играть на ложках.

Хозяюшка:

- Любили поморы чистоту. Грязнух не жаловали, да там таких и не было. Девицы-то все белянки, да белушки – чисто, начисто мылись, чистую одежду носили, в чистоте дом держали. Полы намоют, половик постелют.

- А как родится маленький в доме – радость. Все-то его лю-люшкают, а как маленький уснет, в люлечку его положат:

Лю-ли, лю-ли, люленьки

Прилетели гуленьки

Лю-лю,лю-лю, люю.

- А люльки были разные: у кого на полу стояла – качалка. Маленький-то ночью заплакать может, его покачать надо, вот и звали качалкой. А у кого люлька к потолку подвешена, так зыбкой называли – ее только тронь, она сразу и зыбать начинает: вверх, вниз, в стороны. Так малой -то с детства к качалке привыкает, потом рыбаком вырастает, ему и качка на море не страшна.

Хозяюшка: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

А игра наша называется «Валенки».

(дети встают в круг, идут по кругу; один ребёнок берёт валенки идет по кругу в противоположную сторону. Дети говорят слова: «Соня на базар ходила, Соня Валенки купила, стали мы её просить, дай немножко поносить…» Соня: «Мне не жалко, поносите, поносите, но верните. – отдаёт по одному валенку детям, между которыми она остановилась. Дети надевают валенок на ногу и бегут за кругом навстречу друг другу, кто первым прибежал на место, берёт валенки и игра продолжается снова)

3. Заключительная часть.

Хозяюшка:

- Ну, ребятки, скажите мне, понравилось вам в гостях у меня? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи?

- Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость!

- Пора вам в детский сад возвращаться

До свиданья, в добрый час

Провожу сейчас я вас.

Методическая литература;

1. Сказки народов Севера

2. Сказки Степана Писахова

3. Феликс Григорьевич Лев. «У самого белого моря»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с картофелем» в первой младшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с картофелем» в первой младшей группе Цель: дать детям представление об овощной культуре - картофеле. Задачи: 1. Знакомить детей с картошкой и её свойствами; 2. Развивать у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с профессией художника» в средней группе Программное содержание: Познакомить детей с профессией художника; Способствовать развитию внимания, творческих способностей; Совершенствовать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень» Цель: Формировать умения различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие речевые навыки. Задачи: - учить выделять признаки.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна» Интеграция ОО :"Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое", "Речевое развитие". Задачи :- продолжать знакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта» Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с поморской избой»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 09:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД