МААМ-картинки

Конспект занятия по праву «Конституция — основной закон страны»

Елена Александрова
Конспект занятия по праву «Конституция — основной закон страны»

Тема: Конституция – основной закон страны

Цель: показать значение Конституции как основного закона страны, определяющего принципы устройства общества.

Задачи:

Образовательные: дать представление о Конституции, познакомить с ее содержанием и структурой. Объяснить ключевые понятия: права и обязанности, парламент, правительство, президент, депутаты, Федеральное собрание, рассмотреть принцип разделения властей.

Публикация «Конспект занятия по праву „Конституция — основной закон страны“» размещена в разделах

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: развивать познавательный интерес через интерактивные методы обучения, разнообразные формы организации деятельности учащихся; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели; воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы урока: фронтальная, групповая

Технологии: игровые технологии, ИКТ.

Материалы и оборудование: персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран, презентация-сопровождение урока, методическая разработка.

План:

1. Организационный момент – 3 мин.

2. Вводно – мотивационный момент – 3 мин.

3. Актуализация знаний – 4 мин.

4. Изучение нового материала – 16 мин.

5. Первичное закрепление нового материала – 12 мин.

6. Информация о домашнем задании – 2 мин.

7. Рефлексия – 5 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Доброе утро. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь присутствующим и ощутите тепло всех, кто сегодня в нашей аудитории. Староста есть ли отсутствующие? Хорошо.

Давайте, начнем наше занятие с небольшой игры.

Игра «Я уважаю твое право…»

Глядя соседу в глаза, ему надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану больше тебя обижать». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу:

1. «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить»

2. «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке»

3. «Я уважаю твое право на жизнь и не стану тебя обижать»

4. «Я уважаю твое право на защиту твоей чести и доброго имени и не стану на тебя клеветать»

5. «Я уважаю твое право на тайну переписки и не стану читать твои смс в телефоне»

6. «Я уважаю твое право на твою национальную принадлежность и не стану с тобой ссориться»

7. «Я уважаю твое право на свободу мысли, слова и творчества и не стану тебе мешать»

8. «Я уважаю твое право на охрану здоровья и не стану тебе вредить»

9. «Я уважаю твое право на тайну телефонных переговоров и не стану подслушивать твои телефонные разговоры».

2. Вводно – мотивационный момент.

Преподаватель: В день убийства российского императора Александра II в 1881 г. на его столе был обнаружен документ конституционного типа, согласно которому в стране могла быть введена новая система управления. Но он так и не был принят. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября, в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

В 1918 году в России был принят документ с названием Конституция РСФСР. Он закрепил власть рабочих. Затем были Конституции СССР 1924, 1936, 1977 г. г.

Сегодня действует Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным референдумом, проведённого в соответствии с Указом Президента России.

Преподаватель: Как вы считаете – почему Конституцию называют основным законом страны? (обсуждение и ответы обучающихся).

- Итак, сегодня на занятии мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.

- Какая тема нашего занятия? (обучающиеся называют тему урока). Давайте запишем ее в тетрадь.

3. Актуализация знаний.

Преподаватель: Какими документами пользуются люди, когда необходимо подтвердить свою личность? (ответы обучающихся, например, паспорт, свидетельство о рождении).

- Какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося? (дневник).

- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (да, Конституция).

- Совершенно верно, таким документом является Конституция. Что же такое Конституция?

Конституция – основной Закон государства, определяющий, как устроено государство, как образованы органы власти, каковы права и обязанности граждан.

- Из чего же состоит Конституция? (разделов, глав, статей).

Игра «Да-Нетка»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? (да)

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (да)

– Можно ли человека обращать в рабство? (нет)

– Можно ли относиться к человеку жестоко? (нет)

– Защищён ли человек законом? (да)

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? (да)

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (нет)

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? (да)

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? (да)

– Может ли человек владеть имуществом? (да)

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? (да)

– Можно ли запретить свободный выбор труда? (нет)

– Защищает ли закон материнство и младенчество? (да)

4. Изучение нового материала.

Преподаватель: Конституция – главный закон страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция должна быть принята парламентом страны. Это письменный документ. Конституция выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданами и государством.

- В каком году была принята ныне действующая Конституция? (12 декабря 1993г.)

- Откройте сборники Конституции РФ. С чего она начинается? (преамбулы).

- Самостоятельно определите, сколько в Конституции содержится разделов, глав и статей. (2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Преподаватель: Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.

- История рождения новой Конституции продолжалась 3,5 года, 42 месяца или 168 недель. У Конституции РФ было более 1000 авторов. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

Преподаватель: Интересные факты о нашей Конституции нам расскажет (выступления обучающихся).

Игра «Сказочный юрист»

Назовите героя сказки.

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

2. Опекун героя этой истории перехватывает сов и читает чужие письма, нарушая право мальчика на личную жизнь, тайну корреспонденции. Кто этот герой? (Гарри Поттер)

3. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек).

4. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный).

5. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино).

6. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица).

7. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик).

5. Первичное закрепление нового материала

Преподаватель: Ребята, сегодня мы изучили важную тему «Конституция - основной закон страны». Многие из тех знаний и умений, что вы приобрели, будете приобретать, понадобятся настоящему юристу, поэтому, сегодня мы открываем «Школу детективов». Желающие могут сдать вступительные экзамены.

Игра «Конституционное право».

Преподаватель: Для начала Вам необходимо заполнить пробелы.

1. Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное ___ государство с ___ формой правления. (Конституция РФ, Гл. 1, ст. 1.)

2. Человек, его права и свободы являются ___. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность. (Конституция РФ, Гл. 1, ст. 2)

3. Российская Федерация — ___ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие. (Конституция РФ, Гл. 1, ст. 7.)

4. В Российской Федерации признается и гарантируется ___. ___ ___ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ___ ___ не входят в систему органов государственной власти. (Конституция РФ, Гл. 1, ст. 12.)

5. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее ___. (Конституция РФ, Гл. 1, ст. 3.)

6. Российская Федерация — ___ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. (Конституция РФ, Гл. 1, ст. 14.)

7. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между ___ Российской Федерации, б) решение вопроса о возможности использования ___ ___ Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. (Конституция РФ, Гл. 5, ст. 102.)

Преподаватель: Для передачи друг другу сообщений преступники пользуются различного рода шифровками. Расшифруйте.

Игра «Правовые ребусы»

1. Права

2. Конституция

3. Закон

4. Страна

Преподаватель: Молодцы, Вы правильно определили зашифрованные слова. Но злоумышленники никогда не пользуются одним шифром, сможете ли вы разгадать следующий?

17, 16, 13, 10, 20, 10, 25, 6, 19, 12, 1, 33, 19, 22, 6, 18, 1. (Политическая сфера).

25, 6, 13, 16, 3, 6, 12, 10, 6, 4, 16, 17, 18, 1, 3, 1. (Человек и его права).

Игра «Сказочная викторина»

Преподаватель: Любой детектив должен только по одному описанию определить, о каком нарушении права идет речь. По описанию угадайте, какое право сказочных героев было нарушено?

1. Сказка А. Толстого «Золотой ключик». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? (унижение достоинства личности).

2. Сказка Ш. Перро «Золушка». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (право на отдых).

3. Сказка «Волк и семеро козлят». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? (неприкосновенность жилища).

4. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? (право на свободу вступления в брак).

5. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? (право на неприкосновенность жилища).

6. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? (право на жизнь).

- В завершение нашей работы давайте отгадаем кроссворд.

Игра «Кроссворд»

Преподаватель: Отгадайте кроссворд по нашей теме.

1. Форма государственного устройства России.

2. Испольнительная власть РФ.

3. Политический режим в РФ.

4. Общественным и бесплатным в РФ является?

5. Глава правительства РФ.

6. Человек, который любит свое Отечество.

7. Символ страны, при котором происходит поднятие Государственного флага и вручение государственных наград.

8. Всенародное голосование.

9. Глава государства.

10. Законодательная власть.

11. Испольнитель законов по отраслям.

12. Нижняя палата парламента.

13. Один из символов страны.

14. Основной закон государства.

15. Член выборного государственного учреждения.

7. Рефлексия.

- Главным законом нашей страны является Конституция РФ. В ней записаны важные правила совместной жизни людей, эти правила носят общий характер. Существуют и другие законы, где более конкретно прописывается, как должен вести себя человек в той или иной ситуации. Эти юридические правила следует исполнять, они создаются для сохранения организованной, безопасной жизни людей в одном обществе.

- Составьте синквейн по изученной нами теме. Он представляет собой стихотворение из 5 строк, в котором:1. Первая строка — это существительное, обозначающее тему синквейна.

2. Вторая строка состоит из двух прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

3. Третья строка - три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению, предмету.

4. Четвертая строка — фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

5. Пятая строка — существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

Прикреплённые файлы:

zanjatie_kclio.pptx | 6001,61 Кб
 
Публикации по теме:

Игра как основной источник познанияИгра как основной источник познания В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения детей. К школе ребенок должен уметь ориентироваться.

Фотоотчёт «Игра — основной вид деятельности дошкольника»Фотоотчёт «Игра — основной вид деятельности дошкольника» Игра – Основной вид деятельности дошкольника Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая.

Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе «Загадки страны Математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Конспект НОД по ФЭМП «По дорогам волшебной страны» в подготовительной группе Образовательные задачи: • Продолжать учить составлять число 10 из единиц • Познакомить с обозначением числа 10 • Закрепить навыки счёта.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект основной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Зёрнышки для птичек» Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности. Задачи: 1. Учить пользоваться изобразительным материалом (краской, применять.

Краткая презентация основной образовательной программы ДОУ КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Новая редакция основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №» разработана с учетом с учетом Примерной.

Проект по пожарной безопасности «И пожарные по праву заслужили честь и славу!»Проект по пожарной безопасности «И пожарные по праву заслужили честь и славу!» Доброго времени суток. Предлагаю Вашему вниманию проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет (старшая.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Аннотация Данная методическая разработка - урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по праву «Конституция — основной закон страны»
Опубликовано: 13 июня 2022 в 15:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД