Лучший педагог года

Конспект занятия по приобщению к национальной культуре в старшей группе «Культура и быт древней Москвы»

Наталья Гвелебиани
Конспект занятия по приобщению к национальной культуре в старшей группе «Культура и быт древней Москвы»

Конспект ООД на тему «Культура и быт древней Москвы».

Программные задачи: дать детям представление о жизни наших предков – славян в далеком прошлом, об их характере и нравах, о занятиях наших предков; вызвать интерес к прошлому нашего народа. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас. Воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою страну, чувство взаимопомощи.

Ход деятельности:

- Ребята, свою беседу сегодня я хочу начать со стихов:

Слава нашей стороне!

Публикация «Конспект занятия по приобщению к национальной культуре в старшей группе „Культура и быт древней Москвы“» размещена в разделах

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну

И загадывать начну

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Как дерево не может существовать без корней, которые его питают, так и человек - без своей истории. Сегодня мы и отправимся в глубь веков в путешествие по нашей стране.

- Как ученые узнают о прошлом наших предков? (ответы детей).

- Далекое прошлое не исчезает без следа. Остаются развалины древних зданий, могилы людей, остатки одежды, обломки посуды, оружие, монеты, княжеские и царские указы, грамоты, договоры о мире и торговле, деловые документы, письма, описания путешествий и сражений и т. д. Древние предания рассказывают, что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, давным-давно жили славяне. «Славяне» означает славный, достойный народ, гордый, красивый, храбрый. Они были нашими предками. Кто может сказать, что означает слово «предки»? Предки – это люди, которые жили на этой земле, там, где сейчас живем мы с вами, много-много лет назад.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по старой Москве, перенесемся в прошлое.

- Ребята, в каких домах вы сейчас живете? (дома высокие, бетонные, из плит, кирпичные, с большими окнами).

- Как вы думаете, в каких домах москвичи жили раньше? (в деревянных)

Был похож наш город древний

Не на город, на деревню.

- Раньше дома были деревянные, невысокие, окна – маленькие, в домах было темно.

- Ребята, как отапливаются ваши дома? (с помощью батарей). Как вы думаете, как отапливались дома раньше? (с помощью печек). Отапливались дома печами. У бедных людей не было трубы, и весь дым выходил через окна и двери. Поэтому стены и потолок были черными от дыма и копоти.

В этих избах печи были

Без трубы, не как теперь.

Их по – черному топили,

Дым клубился в окна, в дверь.

- Богатые люди украшали свои печи изразцами. Окна в их домах расписывались фигурками зверей и птиц, растительным орнаментом. В бедных домах стекол не было. Часто, чтобы не было холодно, окна задвигались деревянными задвижками или затыкались тряпками.

- Ребята, чем освещаются ваши дома? (электричеством). А в старину дома освещались лучинами – тонкой щепкой сухого дерева. Поэтому в домах часто случались пожары.

- Ребята, какая мебель есть у вас дома? (диван, стол, стенка, шкаф). Как вы думаете, какая мебель была у людей в старину? (ответы детей). В домах стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали, сундуки для хранения вещей. Раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки.

И стоит, покрыт ковром,

Ларь с хозяйкиным добром.

- Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью? (в реке – ловили рыбу; в лесу – собирали грибы, ягоды, охотились; разводили домашних животных). Что еще давали домашние животные, кроме пищи? (из кожи животных шили одежду, из шерсти пряли пряжу).

- Какую обувь носили люди в старину? (лапти, сапоги). Бедные люди носили лапти. Из чего плели лапти? (лапти плели из лыка, лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски).

- Ребята, а из чего люди ели и пили? Из чего делали посуду? (из дерева и глины; у богатых была металлическая посуда, ее покупали у иноземных купцов).

- В далекие времена наши предки не знали грамоты, не умели читать и писать. Но вот появились на Руси два брата Кирилл и Мефодий. Долго слушали они русскую речь и придумали буквы, составили из них азбуку. И назвали эту азбуку кириллицей в честь одного из братьев.

В старину учились дети - И учитель для «науки»

Их учил церковный дьяк. По субботам всех порол.

Приходили на рассвете Вот какой чудной вначале

И твердили буквы так: Наша грамота была.

А да Б – как Аз и Буки, Вот каким пером писали -

В как Веди, Г – Глаголь, Из гусиного крыла.

- Всего в славянском алфавите было 44 буквы. При письме и чтении использовались только начальные буквы из «имени» буквы. Ребята, а на чем писали в старину? (ответы)

- В старину бумаги было очень мало, и была она очень дорогая. Люди же писали на бересте или пергаменте. Береста – это кора березы, которую снимали со ствола ровной полосой, варили в соленой воде и клали под пресс. Буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками, которые назывались «писала». Пергамент делали из козлиной, бараньей, телячьей или свиной кожи. Кожу тщательно обрабатывали, вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили.

- В старину было мало школ, и не все дети могли учиться. Девицам вообще учиться не полагалось, т. к. у них по дому было много работы. Грамотных людей очень уважали. Недаром говорили: «Красна птица перьем, а человек уменьем». Все дети, которым удалось ходить в школу, учились с большим удовольствием и интересом.

- Ребята, а что помогает нам получать знания? Откуда мы узнаем что-то новое? (книги). А где можно взять книгу? (можно выбрать книгу дома, попросить у товарища, а можно пойти в библиотеку).

- А когда появились библиотеки на Руси? Это было очень давно, ещё при царе Иване Грозном. Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему в наследство большую библиотеку греческих и латинских книг. Иван Грозный не только сберег её, но и приумножил. Все книги библиотеки этого царя были рукописными. Что означает это слово? (написаны от руки).

- Если бы не старинные книги – летописи, мы бы никогда не узнали подробностей о давних временах. В старину словом «лето» называли год. Значит «летописи» - это годовые записи.

Позже волею царя в Москве открылся Печатный двор. Располагался он недалеко от Красной площади. Как вы думаете, что делали на Печатном дворе?

- Первые книги печатал здесь мастер Иван Федоров. Иван Федоров все делал сам: и винты для своего станка вытачивал, и отливал формы для букв, и печатал. Он придумал и напечатал первый букварь для детей. Были в нем не только буквы, но и цифры, и наставления, и сказки, чтобы не только читать учились дети, но и росли добрыми и умными. Памятник Ивану Федорову поставлен в Москве недалеко от Детского мира.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Доклад «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору».Доклад «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору». «Прививаем детям любовь к национальной культуре, к русскому фольклору». Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе Конспект занятия по физической культуре в старшей группе. (для молодых специалистов) Время проведения – 25 минут. Программное содержание:.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Месячник по национальной культуре для детей второй младшей группы 1 неделя 1. «На какой улице наш детский сад?», «Мой родной город» - беседа, экскурсия; рассматривание фотографий; 2. Знакомство с куклой.

Месячник по национальной культуре для детей старшей группы 1 неделя 1. «Хорошо у нас в саду»- Беседа, экскурсия, рассматривание фотографий; 2. Рассматривание кукол в мордовской, татарской и русской.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группеКонспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы[/b] «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к национальной культуре в старшей группе «Культура и быт древней Москвы»
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 17:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД