Приложение МААМ

Конспект занятия по приобщению к русской культуре «Русская изба» (7 фото)

Наталья Гежа
Конспект занятия по приобщению к русской культуре «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по приобщению к истокам русского быта

«Русская изба»

Разработала воспитатель 1 категории Гежа Наталья Александровна

Публикация «Конспект занятия по приобщению к русской культуре „Русская изба“» размещена в разделах

Цели: Знакомить с интерьером русской избы, предметами старины, их назначением и использованием, применять фольклорные жанры: потешки, колыбельные, приговорки. Расширять словарный запас детей: половичок, лоскутное одеяло, чугунок, гребешок, топор.

Развивать умение видеть и слышать, думать и задумываться; преобразовывать имена людей от ласкательного к полному; мелкую моторику рук, ловкость; умение творчески подходить к выполнению задания.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес и уважение к быту предков.

Оборудование: половики, лоскутное одеяло, кроватка, кукла из ниток, деревянная посуда, ложки, матрешки, платки, топор, дрова, чугунок, прихватка, пучь, соленое тесто, стол, самовар, деревянный гребень.

Подготовительная работа:

1. Чтение русских народных сказок, потешек, приговорок, колыбельных.

2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Русская изба и русский быт», «Предметы русской старины».

3. Роспись матрешек из картона.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в русскую избу. Изба-это дом, в старину дома строили из бревен.

Каждый день люди говорят друг другу - «Здравствуйте».

-Что означает это слово. (Здравствуй-от слова «здравие» -здоровья, т. е. мы желаем друг другу не болеть, поэтому говорить надо приветливо, глядя в лицо.

-Давайте хором поздороваемся друг с другом.

Воспитатель показывает матрешку.

-Узнали игрушку? (матрешка)

-Чем интересна.? (раскрывается на две части)

-Из чего она изготовлена? (из дерева)

Рассматривают с детьми выставку работ «Расписные матрешки».

-Мы расписывали матрешек. Во что одета матрешка? (сарафан, платок)

-Все матрешки разные, потому что их расписывали разные мастера.

-В старину девушки украшали свой наряд платком (показ, рассматривают узоры)

-Как носили платок? (на голове, на плечах)

-Девушки-красавицы, надевайте платки да становитесь в хоровод.

Танец с платками.

Дети садятся на стульчики.

-Оглядитесь, мы в горнице - это комната в русской избе.

-Что лежит на полу около кровати? (коврик)

-Он называется половик - потому что кладется на пол. Женщины сами вязали их крючком. Посмотрите, какой он красивый.

-Для чего нужен половик? (стелили около кровати, чтобы было тепло, когда ступали босыми ногами)

-А вот одеяло. -Чем оно необычно? (сшито из лоскутков) –Это лоскутное одеяло.

-В кроватке лежит кукла-малыш. В старину дети сами себе делали куклу из ниток или лоскутков и наряжали ее.

-Что в ней необычного (нет лица)

На Руси считали, что кукла с лицом может оживать и навредить человеку.

-Мы можем дать ей имя. Какие старорусские имена вы знаете? (Варя, Василиса, Маша)

-Назовем Варенькой, потому что пока человек маленький-его называют ласково, а когда подрастет - будут звать Варварой. Мы растем и имя меняется с маленького на большое.

-А как вырастет ваше имя? (дети называют свои полные имена)

-Слышите, Варенька плачет? Как мы можем ее успокоить? (покачать, спеть колыбельную песню). В колыбельной песне люди обращались к природе, зверям, птицам: котику, птичкам, рыбкам.

-Каким голосом пели колыбельные? (тихим, ласковым)

-Почему? (чтобы малыш успокоился и уснул)

-Давайте в нашу колыбельную позовем котика. (воспитатель берет куклу, качает, хором поют с детьми колыбельную)

Котя, котенька, коток.

Котя серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Нашу Вареньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока,

Да кусок пирога.

-Кажется, Варенька уснула. Положим ее в кроватку.

-Посмотрите, на полочке лежит расческа. Из чего она изготовлена? (из дерева)

-Да, это деревянный гребешок. Девушки причесывались и приговаривали: (воспитатель причесывает одну девочку и заплетает косу).

Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

(Дети имитируют плетение косы)

В избе обязательно был стол с узорной скатертью, которую вышивала сама хозяйка. Посмотрите, что стоит на столе? (посуда)

-Из чего она изготовлена? (Из дерева)

-Какие узоры вы видите на росписи? (листья, ягоды, цветы)

-Ложками не только ели, но и использовали их как музыкальный инструмент. (воспитатель показывает прием игры на ложках)

-Выходите ложкари, да сыграйте от души!

Танец с ложками.

(Дети садятся на стульчики)

-А самой главной в избе была печь. К ней всегда обращались ласково. Подберите ласковые названия (печечка, печурка).

-Чем топили печь? (укладывали дрова, разводили огонь).

-Где брали дрова? (рубили сухие деревья)

-Чем рубили? (топором)

-Да, посмотрите, вот топор около печки. Кололи большой пенек на маленькие чурочки. Давайте представим, что у нас в руках топор и нарубим дров для нашей печки. А чтобы работа спорилась – будем приговаривать: (Дети повторяют, имитируя движения)

Я дрова колю, колю,

Я печурку растоплю.

По чурочке, по чурочке

Гори огонь в печурочке.

-А теперь сложим дрова в печь. Укладываем аккуратно. Вот теперь печка дает тепло. Ой, на печи чугунок стоит. Я в нем что-то приготовила.

А что это вы узнаете, отгадав загадку.

Я пузырюсь и пыхчу, жить в кастрюле не хочу.

Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (тесто)

-Да, тесто ставили в теплое место, то есть на печь. Хозяюшки стряпали вкусные пироги и баранки.

-Что значит «стряпали»(лепили)

-Давайте состряпаем баранки. (Дети раскатывают тесто колбаской, сворачивают в кольцо, скрепляют, стекой делают украшения. Готовые изделия складывают на противень.)

-А теперь отправляем баранки в печь. На Руси любили танцевать, играть в игры и дети и взрослые. Давайте, пока пекутся баранки, поиграем в р. н. и. «Цапка». (Воспитатель выставляет вперед ладонь, дети под ладонь выставляют палец. Воспитатель говорит слова:

Под моею крышею собралися мыши,

Заяц, белка, жаба, цап!

При слове «цап» дети убирают палец, а ведущий пытается поймать опоздавшего.

-Пока мы играли-наши баранки испеклись. Но как мне ухватить горячий противень? (прихваткой) Достаю противень, ставлю на стол.

-Посмотрите, какие они румяные, горячие. Давайте на них подуем, чтобы остыли. (Дети удивляются, что баранки настоящие)

-Чтобы баранки были вкуснее – заварим чай. Раньше чай заваривали в самоваре, который согревался на печи. (Рассматриваем самовар, сравниваем с чайником)

-Давайте пригласим гостей на чаепитие:

Хором: Добро пожаловать на чай!

Конспект занятия по приобщению к русской культуре «Русская изба»
Фото «Русская изба»
Конспект занятия по приобщению к русской культуре - фото
Конспекты занятий Все конспекты Конспект занятия по приобщению к истокам Русская изба русского быта Все конспекты Русская изба Русская изба
Публикации по теме:

Конспект занятия «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект занятия «Русская изба»Конспект занятия «Русская изба» Фотоотчет воспитателя Халеевой Оксаны Ивановны детский сад «Лесная сказка» село Саваслейка Нижегородская область. Тема №1 «Посиделки» (быт.

Конспект занятия по приобщению детей к народному творчеству «Хороша балалаечка русская» Цель: Приобщение детей к народному творчеству через знакомство с русскими народными инструментами, фольклором, элементами русского народного.

Конспект занятия на тему «Русская изба и деревянная резьба» Конспект занятия Воспитатель Высшей квалификационной категории МДОУ Детский сад № 107 Ведзижева Н. И. Тема: «Русская изба и деревянная резьба».

Конспект занятия по приобщению к словесной культуре «Путешествие в весенний лес» Цель: Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности путем приобретения более сложных игровых умений и навыков. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская изба» Районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко» Конспект интегрированного.

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей.

Развлечение по приобщению детей раннего возраста к русской народной культуре «Бабушка-забавушка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза.

Самоанализ открытого интегрированного занятия «Русская изба» Районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко» САМОАНАЛИЗ открытого интегрированного.

«Русская изба». Знакомство детей раннего возраста с русской народной культурой«Русская изба». Знакомство детей раннего возраста с русской народной культурой "Русская изба" макет для использования в игровой деятельности (индивидуально, подгруппами). Цель:познакомить детей с русской народной культурой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к русской культуре «Русская изба»
Опубликовано: 23 июля 2016 в 08:15
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по приобщению к русской культуре «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гежа (УИ 746225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД