Валентина Голубева
Конспект занятия по профориентации «Кем быть?» для учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- познакомить детей с разнообразием профессий, с особенностями трудовой деятельности;
- воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда;
- развивать познавательные навыки у детей, память, фантазию и внимание.
Оборудование:
- выставка рисунков детей на тему «Кем быть?»
- слайды для игры «Самое главное» с названиями профессий;
- слайды для игры «Необходимые предметы» с рисунками разнообразных предметов;
- конструктор «Лего»
- альбомные листы, карандаши, принадлежности для парикмахерской;
Публикация «Конспект занятия по профориентации „Кем быть?“ для учащихся начальных классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- сочинения детей на тему «Кем я хочу стать».
Ход занятия.
Вступительная часть.
Чтение отрывков из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники -
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские…
Столяру хорошо,
а инженеру -
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу…
Инженеру хорошо,
а доктору -
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик?
Книгу переворошив,
намотай себе на ус -
все работы хороши,
выбирай
на вкус!
Воспитатель. Вы, ребята, уже догадались, что речь на сегодняшнем занятии пойдет о профессиях. Расскажите, какие еще профессии вы знаете, какие из них появились совсем недавно. (Ответы детей)
Давайте послушаем стихи, подготовленные вами к занятию.
(Дети читают стихи)
Повар. Ходит повар в колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
А для маленькой Ирины
Сладкий торт на именины.
Продавец. Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрешки расписные,
Есть машинки заводные,
Золотые рыбки
И всем нам по улыбке.
Учитель. Назовет учитель нам
Буквы все по именам.
Объяснит задач решенье,
Вычитанье и сложенье.
Он расскажет о морях,
О лесах, цветах, зверях…
На вопрос найдет ответ
И полезный даст совет.
Парикмахер. Парикмахер знает дело,
Он ребят стрижет умело.
Зачем ходить косматыми?
Зачем ходить лохматыми?
Ведь лучше быть ребятами
Красивыми, опрятными.
Кондитер. Неспроста кондитер горд,
Он испек сегодня торт.
Торт красивый, праздничный,
Словно домик сказочный.
Дворник. Встанет дворник на заре,
Снег расчистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед.
Художник. Может кисточкой художник
Рисовать на полотне:
Это ежик, это дождик,
Это звездочка в окне.
На его картинах краски
Оживают, словно в сказке.
Шофер. Целый день шофер трудился,
Он устал, он запылился.
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку
Свой огромный самосвал.
Пилот. В небо синее пилот
Поднимает самолет.
И летит за облаками
Над горами и лесами.
Астроном. Астроном наморщил лоб,
Астроном – ученый.
Он на звезды в телескоп
Смотрит ночью темной.
Далеко они от дома,
К ним лететь сто тысяч лет.
Интересно астроному:
Есть там люди или нет?
Водолаз. Водолаз на дно спустился,
И по дну он в путь пустился.
Он по дну дорогой темной
Тянет провод телефонный.
Клоун. Клоун в цирке выступает,
Много шуток клоун знает.
Он смешно руками машет,
Кувыркается и пляшет.
Рот растянут до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Садовод. Все деревья садовод
И подвяжет, и польет.
Весь в цветенье
Сад весенний
Над землею поплывет.
Будут вишни и варенье,
Будут сливы и компот.
Цветовод. Наш знакомый – цветовод.
Он цветы растит весь год.
У него в саду теплица,
Где поет зимой синица.
2. Основная часть.
В. Как вы считаете, можно сказать, что есть профессии важные, а есть – не очень?
Давайте послушаем сказку «Фея Мастерства» Е. Лопатина, а потом ответим на этот вопрос.
Жил-был в одном большом городе писатель. Однажды он задумал написать книгу о самых удивительных профессиях на земле. Он написал прекрасные хвалебные гимны о музыкантах и художниках, поэтах и скульпторах, ученых и изобретателях. Ему казалось, что только они дарят простым людям настоящее счастье жизни и возможность пользоваться ее бесконечными дарами.
Однако чего-то главного в книге все-таки недоставало, и писатель никак не мог ее закончить.
Однажды ночью в комнату, где он работал, влетела прекрасная Фея. Это была Фея Мастерства. Она подхватила спящего писателя своими крыльями, и через мгновение он очутился на ступенях огромного дворца. Мимо него по ступеням поднимались разные люди, и писатель пошел вместе со всеми. Ворота дворца были широко распахнуты. Стражник в расшитой золотом ливрее вежливо поклонился писателю и произнес:
— Проходите, пожалуйста. Наша повелительница — Фея Мастерства, ждет Вас на своем празднике Великих Мастеров земли. Все уже собрались, и сейчас Фея объявит начало праздника.
Писатель вошел в зал, сияющий тысячами огней. Вокруг были сотни улыбающихся людей в нарядной одежде. Неожиданно писатель заметил сухонького старичка с рабочими инструментами в руках.
— Этот человек — Великий Строитель, — сказал ему на ухо один из гостей. — Его дома выдерживают ураганы и даже землетрясения. Они так искусно построены, что будто пустили в землю корни.
— А это, наверное, портной? — спросил писатель, увидев среди приглашенных человека с портновскими ножницами и коробкой с иголками и нитками.
— Да, — серьезно ответили ему. — Это Великий Портной. Одежда, сшитая им, делает людей прекрасными и помогает им стать добрее.
— А вот там стоит Великий Правитель, — один из гостей указал писателю на человека, походившего скорее на ученого мудреца, чем на правителя.
Писатель неплохо знал историю, но этого правителя он почему-то не узнал.
— Вы его не знаете, потому что историки мало о нем писали. Он не вел войн и не основывал огромные империи. Во время своего правления он уничтожил нищенство и открыл много школ, развивал науки, ремесла и торговлю, строил церкви и соборы. Многие из его справедливых законов действуют по сей день, — снова объяснили писателю.
Они пошли дальше, и писатель вдруг увидел самого обыкновенного дворника с метлой. «Неужели и дворника считают здесь Великим Мастером?» — подумал писатель и в то же мгновение услышал звонкий голос:
— Конечно, даже хмурое осеннее небо улыбается, когда этот человек подметает улицу. Он отдает людям столько света и тепла, что звание Великого Мастера принадлежит ему по праву.
Голос этот принадлежал прекрасной женщине, одетой в белоснежное шелковое платье, прозрачное и легкое как дым. Писатель сразу догадался, что это и есть Фея Мастерства. Фея хлопнула три раза в ладоши, и отовсюду полилась величественная музыка, возвещая о начале праздника. Фея поднялась на балкон и торжественным голосом произнесла:
— Дорогие мои Мастера, я так рада приветствовать всех вас на нашем празднике. Своим трудом вы воспеваете красоту, и благодаря вам мир наполняется светом и теплом. В этом году среди нас есть писатель. Я пригласила его на праздник Мастеров, чтобы в своей книге он рассказал людям о том, что каждая профессия — удивительна и возвышенна; и что даже самый обыкновенный дворник может стать Великим Мастером, если сердце его устремлено навстречу людям, а душа воспевает красоту. Давайте же познакомим его с великими тружениками разных профессий, прославивших землю своими талантами. Все повернули головы к писателю и громко ему захлопали.
(Дети отвечают на поставленный перед сказкой вопрос.)
В. А теперь давайте и мы с вами сочиним сказку. Я начну, а вы продолжите.
В одном прекрасном городе жили самые лучшие мастера – строители, врачи, учителя, пекари. И все было бы хорошо, если бы их дети не перестали учиться, надеясь на своих родителей. Фея Мастерства рассердилась на них и сказала:
-Каждый день из города будут исчезать люди одной профессии. И это будет продолжаться до тех пор, пока дети не докажут мне, что они – достойная смена своим родителям.
В первый день в городе исчезли все… (Дети сочиняют сказку.)
Вывод, который делают дети: им нужно хорошо учиться, чтобы стать достойной сменой своим родителям, взрослым.
Динамическая пауза. Подготовленный ученик (фитнес – тренер) проводит
под музыку комплекс упражнение по ритмической гимнастике.
Игра «Самое главное».
На экран проецируются слайды с названиями профессий. Дети должны сказать, что самое главное в данной профессии.
5. В. А знаете ли вы, что каждая профессия имеет свой цвет и запах?
Назовите, какого цвета профессия булочника, кочегара, летчика, маляра? А вот чем пахнут ремесла, мы узнаем из стихотворения.
Джанни Родари
Чем пахнут ремёсла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Беседа о лени и трудолюбии.
6. В. Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать.
Ну, а ты кем хочешь стать?
Ребята, у вас наверное тоже есть мечта. Кем бы вы хотели стать в будущем, когда окончите школу? (дети рассказывают о своих профессиях)
Беседа с обзором рисунков и чтением детских сочинений.
Игра «Необходимые предметы».
На экран проецируются слайды с рисунками разных предметов; дети должны перечислить, представителям каких профессий могут понадобиться эти предметы.
Фестиваль профессий. Дети показывают мастерство парикмахера, строителя, конструктора, модельера (по выбору детей).
3. Подведение итогов. Викторина «Угадай профессию».
1. Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле.
(Тракторист.)
2. На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
(Крановщик.)
3. Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый.
(Ткачиха.)
4. На станке детали точит
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг.
(Токарь.)
5. Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
(Милиционер-регулировщик.)
6. Он где-то в студии сидит
И в микрофон свой текст читает.
А слышат, что он говорит,
Лишь те, кто радио включает.
(Диктор.)
7. Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё.
(Рентгенолог.)
8. Для нас он землю улучшает:
Где топи и болота — осушает,
От засухи где почва погибает —
Успешно ирригацию внедряет.
И расцветает обновленный край!
Становится богаче урожай,
Его благодарит земля
За сеть каналов, новые поля.
(Мелиоратор.)
9. Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Костюм стальной.
(Электросварщик.)
10. Прыгнул вниз —
На цветке повис,
Земли коснулся —
Цветок свернулся.
(Парашютист.)
Список литературы.
1. В. Маяковский. Кем быть?
2. В. Степанов. Когда я вырасту. Профессии.
3. А. Лопатина, М. Скребцова. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах.
4. Д. Родари. Чем пахнут ремесла.
Интернет - источники.
1.nsportal. ru