Наталья Анатольевна Белянина
«Хлеб». Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Хлеб»
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания.
2. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать антонимы.
2. Способствовать формированию у детей готовности и способности к проведению словообразовательных операций через использование словообразовательных уравнений
Коррекционно-развивающие :
1. Способствовать развитию активного словаря.
Публикация «„Хлеб“, Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Способствовать развитию мелкой моторики, мышления.
3. Способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка. Составлять и решать словообразовательные «уравнения» на примере модели образования существительных суффиксальным способом.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей его выращивающих.
2. Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимовыручки.
Оборудование: демонстрационный материал – колосья ржи, пшеницы, презентация «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники; полоски-маркеры со штрихом, предметные картинки, ножницы,
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто составит слово из звуков (данных в правильной последовательности, с паузами после каждого звука) :
[м]-[у]-[к]-[а] [б]-[у]-[л]-[к]-[а]
[р]-[о]-[ж] [б]-[а]-[т]-[о]-[н]
[к]-[о]-[л][о]-[с] [к]-[у]-[к]-[у]-[р]-[у]-[з]-[а]
2. Беседа о хлебе.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам – хлебом.
Логопед: Дети, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Ответы детей : о хлебе.
- Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес.)
II. Основная часть.
1. Логопед загадывает загадку:
Золотист он и усат.
В ста карманах сто ребят. (Колос)
Логопед с детьми рассматривают колосья.
- Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики).
- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб).
- Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – длинные. Из ржи получают муку темную, пекут ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки).
- Где растет хлеб? (В поле).
- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую – весной.
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы).
2. Рассматривается ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Уборка урожая»
- Кто собирает урожай на полях?
- Что делают трактористы?
- Кто работает на комбайне?
-Куда везут зерно на машинах? (На элеватор).
- Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно).
- Что означает пословица: «Зернышко к зернышку, будет мешок».
С элеватора везут зерно на мукомольный завод, где из зерен получают муку, затем ее везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Физкультминутка
Едем в поле Дети встают друг за другом и «едут» в поле на машинах.
На кочку наехали Подпрыгивают.
В яму заехали Приседают.
Горки объехали и на поле приехали. Делают повороты вправо и влево.
3. На какое огромное поле мы приехали! Посмотрите на колосья – они все разные: один высокий, а другой…
Один большой, а другой… и т. д. (толстый, длинный, полный, прямой).
- Это большое поле, а маленькое - полюшко.
- Это колос, а маленький…
- Это пшеница, а это …
- Это зерно, а это….
- Это стебель, а это…
- Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный).
- Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная).
- Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное).
4. Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение.
Хлеб – всему голова.
Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Что посеешь, то и пожнешь.
Работай до поту – так и поешь в охоту.
Урожай не от росы, а от пота.
5. Составление словообразовательных уравнений.
• Детям предлагаются две картинки «хлеб» и «хлебница». Дети называют, что изображено на картинках. Выделяют часть слова, которая звучит одинаково, подбирают полоски-маркеры со штрихом.
• Логопед предлагает детям найти часть слова, которая звучит непохоже, положить короткую полоску на длинную и отрезать лишний кусочек.
- Так же и длинное слово состоит из двух кусочков. Первый кусочек - «хлеб» (выкладывается соответствующая картинка, второй кусочек – «ница» (выкладывается незаштрихованная часть полоски).
Картинка «хлеб» + карточка-символ = картинка «хлебница»
• Дети сопряжено с логопедом показывают и называют части «уравнения».
- Назовите первый кусочек слова (Показ рукой части схемы). (Хлеб).
- Назовите всё длинное слово (Показ итоговой картинки). (Хлебница).
- Как звучит новый кусочек слова? («ница»).
- Давайте сложим короткие кусочки в длинное слово.
• Дети совместно с логопедом выкладывают словообразовательное уравнение.
III. Заключительная часть
Логопед подводит итог занятия :
- Что вам понравилось на занятии?
- Что нового узнали?
- На следующем занятии мы с вами продолжим учиться образовывать новые слова, составлять и решать словообразовательные уравнения.