МААМ-картинки

«Хлеб». Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)

Наталья Анатольевна Белянина
«Хлеб». Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия : «Хлеб»

Задачи

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания.

2. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать антонимы.

2. Способствовать формированию у детей готовности и способности к проведению словообразовательных операций через использование словообразовательных уравнений

Коррекционно-развивающие :

1. Способствовать развитию активного словаря.

Публикация «„Хлеб“, Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)» размещена в разделах

2. Способствовать развитию мелкой моторики, мышления.

3. Способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка. Составлять и решать словообразовательные «уравнения» на примере модели образования существительных суффиксальным способом.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей его выращивающих.

2. Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимовыручки.

Оборудование: демонстрационный материал – колосья ржи, пшеницы, презентация «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники; полоски-маркеры со штрихом, предметные картинки, ножницы,

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто составит слово из звуков (данных в правильной последовательности, с паузами после каждого звука) :

[м]-[у]-[к]-[а] [б]-[у]-[л]-[к]-[а]

[р]-[о]-[ж] [б]-[а]-[т]-[о]-[н]

[к]-[о]-[л][о]-[с] [к]-[у]-[к]-[у]-[р]-[у]-[з]-[а]

2. Беседа о хлебе.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам – хлебом.

Логопед: Дети, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Ответы детей : о хлебе.

- Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине?

- Какие вы знаете зерновые культуры? (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес.)

II. Основная часть.

1. Логопед загадывает загадку:

Золотист он и усат.

В ста карманах сто ребят. (Колос)

Логопед с детьми рассматривают колосья.

- Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики).

- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб).

- Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – длинные. Из ржи получают муку темную, пекут ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки).

- Где растет хлеб? (В поле).

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую – весной.

- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы).

2. Рассматривается ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Уборка урожая»

- Кто собирает урожай на полях?

- Что делают трактористы?

- Кто работает на комбайне?

-Куда везут зерно на машинах? (На элеватор).

- Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно).

- Что означает пословица: «Зернышко к зернышку, будет мешок».

С элеватора везут зерно на мукомольный завод, где из зерен получают муку, затем ее везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Физкультминутка

Едем в поле Дети встают друг за другом и «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали Подпрыгивают.

В яму заехали Приседают.

Горки объехали и на поле приехали. Делают повороты вправо и влево.

3. На какое огромное поле мы приехали! Посмотрите на колосья – они все разные: один высокий, а другой…

Один большой, а другой… и т. д. (толстый, длинный, полный, прямой).

- Это большое поле, а маленькое - полюшко.

- Это колос, а маленький…

- Это пшеница, а это …

- Это зерно, а это….

- Это стебель, а это…

- Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный).

- Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная).

- Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное).

4. Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение.

Хлеб – всему голова.

Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Работай до поту – так и поешь в охоту.

Урожай не от росы, а от пота.

5. Составление словообразовательных уравнений.

• Детям предлагаются две картинки «хлеб» и «хлебница». Дети называют, что изображено на картинках. Выделяют часть слова, которая звучит одинаково, подбирают полоски-маркеры со штрихом.

• Логопед предлагает детям найти часть слова, которая звучит непохоже, положить короткую полоску на длинную и отрезать лишний кусочек.

- Так же и длинное слово состоит из двух кусочков. Первый кусочек - «хлеб» (выкладывается соответствующая картинка, второй кусочек – «ница» (выкладывается незаштрихованная часть полоски).

Картинка «хлеб» + карточка-символ = картинка «хлебница»

• Дети сопряжено с логопедом показывают и называют части «уравнения».

- Назовите первый кусочек слова (Показ рукой части схемы). (Хлеб).

- Назовите всё длинное слово (Показ итоговой картинки). (Хлебница).

- Как звучит новый кусочек слова? («ница»).

- Давайте сложим короткие кусочки в длинное слово.

• Дети совместно с логопедом выкладывают словообразовательное уравнение.

III. Заключительная часть

Логопед подводит итог занятия :

- Что вам понравилось на занятии?

- Что нового узнали?

- На следующем занятии мы с вами продолжим учиться образовывать новые слова, составлять и решать словообразовательные уравнения.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Хлеб». Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 10:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Хлеб». Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Анатольевна Белянина (УИ 181653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД