Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе для детей с нарушением зрения

Людмила Андриевская
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Дефектологическое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Возраст: старшая группа (5-6лет);

Форма мероприятия: подгрупповая;

Предметная область: познавательное развитие;

Раздел предметной области: развитие ориентировки в пространстве

Публикация «Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Ссылка на примерную программу:

Плаксина Л. И. "Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)". Издательство: Экзамен, серия: -, ISBN : 978-5-94692-629-4, год издания: 2003.

Тема: «Вовочка из тридевятого царства»

Цель: Формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1. Формировать умение определять положение предмета относительно другого предмета, посредством выполнения задания “Ближе-дальше”;

2. Упражнять детей в умении  ориентироваться в пространстве письменного листа, посредством выполнения задания на карточках “Определи месторасположение животного”.

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, посредством выполнения заданий “Чудесный мешочек”, “Лесенка из палочек” (Палочки Кюизенера);

2. Развивать слуховое восприятие и память, путем чтения стихотворения и его анализа после чтения.

Коррекционно-воспитательные:  

1. Воспитывать умение помогать друг другу, через просьбу помочь ребенку при затруднении.

2. Воспитывать усидчивость, путем выполнения практического задания на “карточках”.

3. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, посредством выкладывания “палочек Кьюзенера” от самой короткой до самой длинной.

Предполагаемый результат: знания детей будут актуализированы об умении ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Дифференцированный подход: использование подставок при выполнении практических работ за столом (для детей со сходящимся косоглазием) - Ариана Б., Миана Д., Рамал Э.

Материалы и оборудование

     демонстрационный: письмо; «Чудесный мешочек», кубики Дьенеша,

     раздаточный: лист бумаги; цветные карандаши; палочки Кюизенера; карточки с заданием, подставки.

Предварительная работа: Знакомство с пространственными предлогами, предлогами местоположения и словами, указывающими направление; игры на развитие пространственных отношений.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дефектолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!

II. Вводная часть:

Ребята, посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Конверт, а внутри письмо)Да, правильно. А кто приносит нам письма? Как называется эта профессия? (почтальон)Письмо пришло вчера. А кто мне скажет, какой это был день недели? Для этого давайте вспомним, какой сегодня день недели? А сколько всего в неделе дней? Хорошо, а вам интересно, от кого это письмо? ДефектологВ письме написано: «Детям старшей группы от  Вовочки из Тридевятого царства».  Откроем письмо и посмотрим, что же Вовочка нам написал?

Дети: Да.

Дефектолог: ”Здравствуйте, ребята старшей группы №11. Пишет вам, Вовочка, из Тридевятого царства. Из-за того, что я ничего не хотел делать, ленился, бездельничал, меня отправили в книжку про Тридевятое царство. В этой книге, мне подготовили разные задания.  Без вашей помощи, ребята, мне никак не обойтись». Выполнив все задания, я смогу вернуться из книги”.

Ну что, ребята, надо выручать Вовочку. Поможем?

Дети: Да.

III. Основная часть:

1) Работа над стихотворением:

Развитие слухового восприятия и памяти

Дефектолог: Тогда приступим. И так, первое задание. Ребята, чтобы выполнить его, вам необходимо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Хорошо?

Дети: Хорошо.

Дефектолог: Слушайте внимательно. (Чтение стихотворения дефектологом)

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой, правой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево узнал ученик.

Дефектолог: Какой рукой ученик выполнял действия?

Дети: Правой.

Дефектолог: Что делал ученик правой рукой?

Дети: Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал. (Прошу повторить индивидуально Ариану Б, Рамала Э.)

Дефектолог: : Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку.  (Дети показывают левую и правую руку). Какая это рука?

Дети: Левая рука.

Дефектолог: Как называется другая рука?

Дети: Правая рука.

(Дети, допустившие ошибки в показе левой и правой рук, индивидуально показывают еще раз)

Дефектолог: Молодцы, все справились, помогли Вовочке с первым заданием.

2) Дидактическая игра: “Ближе - дальше” :

Формирование  умения определять положение предмета относительно другого предмета

  Дефектолог: Следующее задание, называется «Ближе – дальше». Здесь, вам необходимо собираться ближе или дальше от предмета или персонажа, которого я назову.

Девочки собираются ближе ко мне, а мальчики – ближе к медвежонку.

Рамал, кто дальше от медвежонка: ты или Милана? Ариана? Денис? Милана?

А теперь внимание: эти мячики нужно положить ближе к грузовику, а эти кегли ближе ко мне.

А теперь девочки встанут справа от меня, а мальчики – слева от меня в шеренгу.

Кто стоит ближе всех ко мне? Кто стоит дальше всех от меня?

Милана, иди встань перед Денисом. Рамал, иди встань перед Арианой. Молодцы.

Поднимите правые руки все, кто стоит впереди. Поднимите левые все, кто стоит позади.  Молодцы, я вижу, что вы внимательные. Справились со вторым заданием. Вовочка уже скоро сможет выбраться из книги.

3) Физкультминутка «Две руки»

А теперь, давайте немного отдохнем и сделаем зарядку, становитесь напротив меня, подальше друг от друга, чтобы не мешать, и повторяем движения за мной.

Смотрите-ка вот две руки: правая и левая

Они мне могут нос зажать-и правая, и левая.

Они в ладоши могут бить – и правая и левая

Ладошкой могут рот прикрыть – и правая и левая

С руками я всегда дружу- и с правою и левою!

И могут ласковыми быть и правая, и левая!

4) Дидактическая игра: “Чудесный мешочек” :

Развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Из ящика достаю мешочек и записку к нему.

Дефектолог: Нас ждет следующее задание. Ой, ребята, посмотрите, здесь какой-то мешочек. (Чудесный мешочек). И записка к нему. Давайте посмотрим, что же там написано, послушайте внимательно:

“Ребята, я чудесненький мешочек, вам, ребята, я, дружочек. Очень хочется мне знать, а вы любите играть? Вы хотите узнать, что в мешочке? Правило такое: не подглядывать, а определить на ощупь, что там, в мешочке”.

(Дети по очереди вынимают блоки из мешочка, рассказывают, какой блок они достали. Ребенок нащупывает фигурку в мешочке, называет форму, размер, не вынимая из мешка).

Дефектолог: Молодцы, и с этим заданием, вы справились. Вовочка все ближе к победе.

IV. Заключительная часть:

1) Пальчиковая гимнастика «Мотор» 

Дефектолог: Прежде чем приступить к следующему заданию, нам необходимо приготовить наши ручки и пальчики.

Повторяем за мной все действия. Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении, вот так (показываю как) между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.  

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

После – покатать по поверхности стола сначала левой, а затем правой рукой. В процессе проговаривают стихотворение:

Карандаш я покачу

Вправо-влево, как хочу.

2) Работа по карточкам “Определи месторасположение животного” :

Упражнять детей в умении  ориентироваться в пространстве письменного листа.

Детям выдаются карточки, на которых изображена карусель, в этой карусели в корзинках сидят разные животные друг за другом, кто-то выше, кто-то ниже. Дети по заданию педагога, должны определить место названного педагогом животного и закрасить в определенный цвет.

(Ариана Б., Миана Д., Рамал Э. выполняют работу на подставках, так как сходящееся косоглазие.

Дефектолог: Рассмотрите картинку. Кто на карусели выше всех? Раскрасьте его корзинку в зеленый цвет. Кто ниже всех? Раскрасьте в красный цвет. Кто между белкой и зайцем? Раскрасьте корзинку в жёлтый. Кто между кошкой и лягушкой? Раскрасьте корзинку в синий цвет.  

Поднимите все свои работы и покажите мне, я проверю. Молодцы! И с этим заданием вы отлично помогли справиться Вовочке. Еще чуть-чуть и Вовочка сможет выбраться из книги.

3) Дидактическое задание: “Лесенка из палочек”

Развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики пальцев рук

И последнее задание, которое нужно помочь выполнить Вовочке, ваша задача выложить лесенку из разноцветных палочек кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот, выкладываем сверху вниз, чтобы палочки лежали друг под другом, вот так (показываю на доске)

После даю задание всем: «Найдите любую палочку, которая короче синей, длиннее красной, выдвеньте ее из ряда» (затем, каждого ребенка прошу ответить полным ответом, какую палочку он выбрал)

Молодцы!

V. Итог занятия :

Дефектолог: Как думаете, помогли мы Вовочке? Со всеми заданиями справились?

(Звук волшебства) Ой, посмотрите, появилось еще одно письмо. Давайте прочтем его. (Читаю письмо)

“Ребята, я очень вам благодарен, что вы помогли мне выполнить все задания, я смог выбраться из книги, и теперь я обещаю вам и всем, что больше никогда не буду бездельничать, буду самостоятельным, не буду избегать работы. Ваш Вовочка”.

Дефектолог: Ребята, что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Дефектолог: Кто считает, что он занимался хорошо, и задания ему показались легкими - встаньте в красный обруч. А кому было сегодня трудно - встаньте в зеленый обруч. (Обсуждаем со всеми, с какими трудностями они столкнулись, делаем вывод).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Снеговик» для детей с нарушением зрения средней группыКонспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Снеговик» для детей с нарушением зрения средней группы Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Снеговик» для детей с нарушением зрения средней группы. Цель: формирование.

Конспект логопедического занятия «Фрукты. Сад» для детей старшей группы с нарушением зренияКонспект логопедического занятия «Фрукты. Сад» для детей старшей группы с нарушением зрения .

Конспект НОД по художественно-эстетическом развитию в ясельной группе «Ёлочки и шарики» у детей с нарушением зренияКонспект НОД по художественно-эстетическом развитию в ясельной группе «Ёлочки и шарики» у детей с нарушением зрения Цель: знакомство детей делать тычки жесткой кистью украшая ёлочку и делать новогоднюю игрушку из фетра, развивая эстетическое восприятие.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Коррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зренияКоррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зрения Коррекционное занятие на ориентировку в пространстве «Мир аквариума» в подготовительной группе детей с нарушением зрения. Цель: расширение.

Коррекционная ОД по ориентировке в пространстве «Египетская пирамида» для детей с нарушением зрения подготовительной группыКоррекционная ОД по ориентировке в пространстве «Египетская пирамида» для детей с нарушением зрения подготовительной группы Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Египетская пирамида» для детей с нарушением зрения подготовительной группы. Цель:.

Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для детей с нарушением зрения средней группыКоррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для детей с нарушением зрения средней группы Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Где, откуда и куда?» для дошкольников с нарушением зрения средней группы. Цель:.

Коррекционное занятие по развитию ориентировки в пространстве «Зимние забавы» для детей с нарушением зрения Коррекционное занятие по развитию ориентировки в пространстве «Зимние забавы» для детей с нарушением зрения подготовительной группы. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе для детей с нарушением зрения
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 14:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе для детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Андриевская (УИ 1144704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД