Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Зимняя сказка»

Светлана Будникова
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Зимняя сказка»

Цели

Образовательные:

Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки

• Упражнять в подборе определений к заданному слову

Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.

Развивать у детей выразительность речи : умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса

Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание

Воспитательные:

Развитие речевого этикета

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы „Зимняя сказка“» размещена в разделах

Развитие способности к коллективному творчеству

Развитие навыков активного контроля и самоконтроля

Ход занятия

Часть 1

Введение

Отгадывание загадок

Воспитатель: дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

• Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

• Почему зиму называют здесь царицей?

• Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?

• На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

• Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Послушайте еще одну загадку про зиму: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки – над миром пушинки!»

Расскажите, какие образные выражения используются в этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?

А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.

Он вошел – никто не видел.

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес.

(Мороз)

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает – ковром устилает.

(Снег)

Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку.

Часть 2

Подбор эпитетов

Воспитатель: Зимой лес выглядит сказочно : деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.

• Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый.)

• Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одетые в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)

• Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение.)

Воспитатель: После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть на полянке, где очень много домиков лесных жителей.

• В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.) Поговорим о лисе. Лиса умеет … рыть нору. (Воровать кур в деревне, охотиться за мышами, запутывать следы, прятаться и т. д.) Ребята, вы знаете, что героями народных сказок часто являются разные звери, которым присваиваются различные человеческие качества. Скажите, пожалуйста, какая лиса в русских сказках?

• В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.) Я знаю, что медведь умеет … (плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться медом, разорять муравейники и т. д.) А медведь чаще всего какими качествами обладает в сказках?

• В этом доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.) Заяц умеет … (прыгать, бояться, запутывать следы, грызть капусту и т. д.) Какими качествами обладает заяц в русских сказках?

Часть 3

Игра «Расскажем сказку вместе»

Воспитатель разбивает детей на команды. Раздает детям в произвольном порядке карточки с сюжетными картинками, на которых изображены отрывки из известных русских народных сказок. Получается так, что детям одной команды достаются карточки с картинками из разных сказок. Задание: каждой команде придумать новую сказку, разложив карточки в любом порядке, и рассказать ее вместе.

Часть 4

Динамическая пауза

Звериная зарядка

Раз – присядка, Присесть.

Два – прыжок. Подпрыгнуть.

Это заячья зарядка. «Ушки на макушке» - зайчики.

А лисята, как проснуться, Потереть кулачками глаза.

Любят долго потянуться, Потянуться.

Обязательно зевнуть, Повороты туловища.

Рыжим хвостиком вильнуть. Движение бедрами вправо-влево.

А зайчата – спинку выгнуть Наклон вперед.

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.

Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.

Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.

То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - Руки развести в стороны.

Начинает все сначала.

Часть 5

Подготовка к инсценировке сказки

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить русскую сказку «Лиса и волк», в которой лиса научила волка ловить рыбу из проруби хвостом. Хотите, попробуем разыграть эту сказку по ролям?

Но сначала нужно прорепетировать. Первое требование к актерам: они должны четко проговаривать все слова своей роли. Для этого актеры специально тренируются. Этим займемся и мы.

Лучшая тренировка – скороговорки.

Даю вам задание: четко и ясно произнести скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».

Какой звук встречается в этой скороговорке чаще других? Правильно, звук «р». Сначала давайте вспомним, как мы произносим звук «р».

Повторение артикуляции звука «р» : язык прижат к верхним зубам, губы сомкнуты, между ними узкая щель. Воздушная струя вырывается изо рта с силой. Можно попросить детей положить пальчики на горлышко, чтобы ощутить дрожание голосовых связок (подключение осязания).

А теперь наша скороговорка: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят». Сначала скажем ее медленно, все вместе.

Воспитатель:

- А теперь попробуем разные фразы произнести с разными чувствами. Давайте вспомним эпизод сказки, в котором лисичка притворилась мертвой. Мужик положил ее в сани, а лисичка из них всю рыбу выбросила и сама убежала. Вот приехал мужик домой и видит, что рыбы нет. Он говорит: «Вся рыба куда-то пропала». Давайте попробуем произнести эту фразу по-разному.

• Сначала скажем ее утвердительно.

• Потом воскликнем.

• А потом спросим.

• Мужик рассержен, раздосадован.

• Он очень удивлен.

• Он страшно огорчен, чуть не плачет.

Молодцы, здорово у вас получается. А теперь представьте себе волка, который сидит у проруби и ловит в ней рыбу с помощью собственного хвоста. Он говорит: «Ловись, ловись рыбка, большая и маленькая».

• Он говорит эту фразу с воодушевлением, представляет, сколько рыбы поймает.

• Волк говорит с досадой – рыба все не ловится, а он уже устал сидеть.

• Хищник просит, уговаривает рыбку, чтобы она поймалась.

• Зверь очень замерз, у него зуб на зуб не попадает, и он уже не надеется, что поймает рыбу.

- Что же, все, что мы сейчас говорили, я думаю, очень поможет нам, когда мы будем разыгрывать сказку «Лиса и волк».

Окончание занятия

Воспитатель предлагает детям подобрать атрибуты разных театров – игрушки бибабо, настольный театр, маски – для самостоятельной инсценировки сказки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» для старшей разновозрастной группыКонспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» для старшей разновозрастной группы Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная, физическая. Цель: развивать связную речь, расширять.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сказка на новый лад» Творческое рассказывание на тему «Сказка на новый лад». Цель:Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные.

Конспект занятия по развитию речи «Белая сказка» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о белом цвете, о зиме и ее признаках. Совершенствование грамматического строя.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «В гостях у сказки»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «В гостях у сказки» Задача: Закрепление детьми знаний о русских народных сказках. Цели: Образовательная: познакомить детей со сказкой "Сестрица Аленушка.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Дорога добра»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Дорога добра» Цель : Расширить и углубить знания детей об окружающем мире через сказки. Учить сопереживать, понимать и изображать эмоциональное состояние.

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной к школе группы «Профессии» Цель: Обобщить знания детей по теме «Профессии». Задачи: Образовательные: • Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие во владения Снежной Королевы» для подготовительной к школе группы Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие во владения Снежной Королевы" Для подготовительной к школе группы Конспект разработан.

Конспект занятия по развитию речи «Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» (первая младшая группа) Цель: познакомить со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя"; приучать внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения;.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Зимняя сказка»
Опубликовано: 25 марта 2021 в 17:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД