Получи документы

Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Воробьишко» по сказке М. Горького

Камараули Елена
Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Воробьишко» по сказке М. Горького

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «ВОРОБЬИШКО» (по сказке М. Горького)

Задачи:

1. Побуждать детей рассказывать о героях сказки - их внешности, чувствах, мыслях, действиях; вызывать желание размышлять о причинах и следствиях поступков героев произведений, выявлять внутренние побуждения, замечать логическую закономерность событий, выражать свое отношение к ним.

2. Продолжать усвоение детьми правил поведения вблизи птичьих гнезд.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста „Воробьишко“ по сказке М, Горького» размещена в разделах

3. Обратить внимание на языковые средства выразительности литературного произведения.

4. Развивать диалогическую речь.

5. Учить точно и выразительно излагать мысли, расширять словарь (нахохлился, чебурахнешься).

6. Побуждать к выполнению правил: не перебивать друг друга, высказываться по очереди.

7. Воспитывать потребность в сострадании ко всему живому.

8. Обучать действовать по сигналу в подвижной игре.

9. Развивать умение оценивать свои результаты на занятии.

Оборудование и материалы: портрет М. Горького, иллюстрации к сказке «Воробьишко», фишки (белые за правильные ответы, красные, зеленые и синие для оценки личной успеваемости); рисунки (схемы, иллюстрирующие поведение людей вблизи птичьих гнезд; контейнеры от «киндер-сюрпризов» (в них бумажки с вопросами); изображения гнезд разных птиц - грача, скворца, ласточки и др.

Ход занятия

Педагог. Ребята, я прочту вам стихотворение, которое меня очень взволновало. Прослушав его, вы скажите, почему оно меня так тронуло.

Педагог читает стихотворение В. Викторова «Воробей», задает вопросы, выслушивает мнения детей.

Педагог. Какие чувства вы испытывали, слушая историю о воробье, загнанном в клетку?

От чего воробей испытывал боль?

Может ли раненая птица клевать корм?

Каким показан воробей в стихотворении? (Отважным, смелым, упрямым) В чем его упрямство, смелость?

Что бы вы сказали человек, который запер воробья в клетке? А теперь скажите, чем же меня взволновало стихотворение? (Ответы детей)

Педагог. Об отважном воробье написана сказка. Называется она «Воробьишко», и написал ее Максим Горький (показывает портрет писателя).

Педагог читает сказку, показывает иллюстрации к ней, затем задает детям вопросы. За правильные ответы дети получают фишки.

Педагог. Был ли Пудик упрямым? В чем заключалось его упрямство?

Упрямство - это хорошее качество для человека? Были ли вы упрямы, в каких ситуациях?

Знал ли Пудик, отчего появляется ветер? Как он объяснял это явление?

Как вы объясните, отчего дует ветер?

Кто больше знает о жизни - мама или ребенок?

Был ли Пудик хвастливым? В чем заключалось его хвастовство?

Хвастовство - это хорошее качество для человека?

Почему воробьишко оказался на земле, а не взлетел?

Когда ему можно было взлететь с гнезда?

Послушный ли был Пудик? Почему он упал из гнезда?

Правильно ли он занял позицию, усевшись на краю гнезда? Где надо было находиться Пудику?

Кто виноват в том, что мама-воробьиха осталась без хвоста? Можно ли было избежать драки кошки с воробьихой? Как? Если бы рядом не было кошки, что бы происходило с птенцом?

Кто оказался храбрым в этой сказке?

Пудик поблагодарил маму за спасение?

Придумайте ситуации, в которых воробьиха осталась бы с неповрежденным хвостом. Как вы думаете, зачем писатель Горький рассказал нам эту историю?

Почему эта история называется сказкой?

Как бы вы по-другому назвали эту сказку?

Как бы вы поступили, если бы вы увидели выпавшего из гнезда птенца?

Сейчас я прочитаю рассказ «Воробышек», а вы скажите, если в нем правильно, может быть, заметите какие-то неточности.

Педагог читает рассказ «Воробышек» (Л. Рыжова)

Педагог. Упрямый воробышек ни разу не летал и вдруг из гнезда порхнул за мамой. Полетел и упал. Поднял крик: «Чик- чирик! Страшно, страшно!» Мимо шли ребята. Они поймали воробышка и подбросили на ветку. Прохожие одобрили поступок детей и угостили их конфетами.

Выслушав детей, воспитатель показывает рисунки (схемы, на которых изображены ситуации, иллюстрирующие поведение людей вблизи птичьих гнезд. Например: вблизи гнезда играет громкая музыка; на дереве с гнездом висят качели; дети кидают камешки в птичье гнездо; ребята разоряют гнезда птиц; взрослый подбирает выпавшего птенца. Педагог предлагает детям принять образ любой птички и от ее имени сказать слова, обозначающие неудовольствие или благодарность людям (в зависимости от ситуации, изображенной на том или ином рисунке). Например: «Кар-кар! Уберите музыку, она оглушает меня!»

Далее ребята сочиняют правила «Как вести себя вблизи гнезд с птицами». В помощь детям педагог использует картинки. Подвижная игра «Воробышки и автомобили» (Н. Кильпио)

Дети приседают на полусогнутых ногах, изображая воробышков на крыше. Несколько детей (2-3) стоят в стороне, держат в руках цветные круги («рули») — изображают автомобили. По сигналу педагога «Воробышки, на дорогу!» дети выпрямляются и скачут на двух ногах, помахивая руками-«крылышками». По сигналу «Автомобили едут!» выбегают дети с «рулями». «Воробышки» быстро убегают и садятся на стульчики. Игра повторяется 1-2 раза.

Педагог. Зимой я часто наблюдаю за тем, как меняются Воробьи в разную погоду. То они скачут гладенькие, аккуратные - тепло на дворе. То вдруг вижу нахохлившихся, взъерошенных, будто надутых морозно во дворе. Уже давно заметила: как ударит сильный мороз, воробьи распушают свои перья, съеживаются, втягивают голову. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) В сильные морозы воробьи и другие птицы взъерошивают свои перья. При этом вокруг их тела увеличивается прослойка воздуха, которая сохраняет тепло и не дает птичке замерзнуть.

Еще наблюдала: в морозный день воробьи летают поодиночке, а в теплый день - стаями. Даю всем задание: в течение недели понаблюдайте за поведением воробьев, а потом расскажите мне об этом.

Викторина «Все о воробьях»

В контейнерах от «киндер-сюрприза» спрятаны бумажки с вопросами. Дети делятся на две команды. Из каждой команды поочередно выходит ребенок, выбирает контейнер, педагог читает вопрос, команда отвечает. За правильные ответы вручается фишка. Побеждает команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов. По окончании викторины всем детям вручаются призы. Вопросы викторины (по усмотрению педагога количество вопросов может быть сокращено).

1. Сколько кладок яиц за весенне-летний сезон делает воробьиха? (2-3 кладки.)

2. Чем питаются птенцы воробья? (Червяками, насекомыми.)

3. Чем питаются взрослые воробьи? (Зернами пшеницы, се менами других растений.)

4. Как самочку воробья отличить от самца? (У самца оперение ярче, много коричневого цвета; у самочки перья серые.) 5. Среди птиц, нарисованных на картине, покажи ту, которая за весну-лето 2-3 раза откладывает яйца. (Воробей.)

6. Посмотри на картинку и скажи, в каких домиках будет жить воробей? (В скворечнике, в гнезде ласточки, в гнезде, построенном им самим.)

7. Из чего воробей строит гнезда? (Из волосков, ваты, птичьих перышек, тряпочек.)

8. Почему воробей в морозный день сидит нахохлившись? (Воздух очень плохо проводит тепло. Когда птица сидит, то, защищаясь от холода, она нахохливается. Воздух между перьями не дает телу остыть. Когда птица летит, то перья расположены близко друг к другу, воздуха между ними почти нет, поэтому тело остывает быстро, и птица может замерзнуть на лету.) Почему воробьев зовут забияками, задиристыми? (Воробьи часто дерутся из-за тряпок, которые нужны им для постройки гнезд.)

10. Почему воробьи любят купаться в лужах? (Так они избавляются от насекомых.)

11. Воробей прыгает или ходит? (Воробей прыгает.)

12. Как воробей пьет воду? С какой птицей его можно срав нить? (Воробей набирает в клюв воду и проглатывает ее, поднимая голову. Можно сравнить воробья с курицей.)

13. Назови врагов воробья. (Кошка, сова, ястреб.)

Анализ занятия

Дети подсчитывают количество набранных фишек и оценивают свое личное участие. Поднимают фишку: красную, если правильно ответил 5-6 раз; зеленую - 4-3 раза; синюю 1-2 раза. Все выслушивают мнение нескольких детей.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора»Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора» Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора». Цель: Закрепить и.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект открытого занятия по развитию речи «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возраста. Мигранова Э. Ф. Цель:.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы»Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы» Цель: Создание условий для составления детьми описательного рассказа по коллажу «Птицы». Задачи: образовательные: 1. Развивать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Воробьишко» по сказке М. Горького
Опубликовано: 7 апреля 2024 в 19:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД